BYZANTIUM EN RUSLAND

Wedstrijd ter ere van het Griekenland- Ruslandjaar 2016

We nodigen scholieren uit om een fascinerende reis door de tijd te maken en Byzantium, een groot keizerrijk met duizenden jaren geschiedenis, voor zichzelf te ontdekken. De hier voorgelegde opdrachten zullen je helpen om de atmosfeer van deze Middeleeuwse cultuur, die een voorbeeld was voor de landen van de christelijke wereld, te doordringen.

Duur van de wedstrijd:

van 1 oktober tot 1 november 2016.

Duur van de inleverperiode:

tot 1 november 2016.

Het inleveren van inzendingen gaat via de elektronische post: pobeda@znaem.org, en ook via het kantoor van het Academisch Centrum voor Informatica «Akademija», tel. +7 (812) 612-11-22, en het kantoor van de Vrijwilligersdienst van de Hermitage, tel. +7 (812) 710-98-76.

Inzendingen worden geaccepteerd voor de categorieën:

  • Computertekeningen- en- graphics.
  • Multimediavoorstellingen (PowerPoint e.a.).
  • Flash- en- Gif-animaties.
  • Video.

Eisen voor inzendingen:

  • Inzendingen van een grafische aard worden geaccepteerd in de formaten: jpg, gif, bmp. De grootte van het bestand mag niet hoger zijn dan 1MB.
  • Multimediavoorstellingen moeten niet langer dan 10 slides zijn.
  • De lengte van een animatie of filmpje moet niet langer dan 1 minuut zijn.

Het is noodzakelijk om de source code van de inzending (als *psd, fla, ppt, pptx, pdn e.d.) in te leveren. Elke inzending moet in elektronische vorm in een aparte folder worden ingeleverd (als rar- of- ziparchief). De naam van de folder moet ___ «achternaam en naam» zijn. In de folder met de inzending moet een tekstbestand met de naam «annotatie.txt» worden ingeleverd, waarin moeten worden aangegeven: school, klas, e-mailadres, telefoonnummer, naam en achternaam van de docent, en naam van de groep in UTSVT. In de naam van het bestand met de inzending moeten achternaa, naam en leeftijd van de deelnemer, nummer van de groep of klas en de naam van de inzending worden aangegeven, bijvoorbeeld Kotov Ivan – 13 jaar – KO115 – hermitage.bmp. Onderaan de inzending moeten naam en achternaam van de deelnemer vermeld worden.

Bekendmaking van de winnaars:

De jury bepaalt de winnaars van de wedstrijd tot 15 november 2016.

De beste inzendingen zullen worden tentoongesteld op displays in de zalen van de Hermitage.

Thema’s van de wedstrijd:

  1. Grote keizers.

In de wereldgeschiedenis treft men heersers aan die DE GROTE genoemd worden. Lang niet allemaal «sterken van deze wereld» wisten zo’n glorie te bereiken. Sargon de Grote, Alexander de Grote (van Macedonië), Karel de Grote. Саргон Великий, Александр Великий (Македонский), Карл Великий. С ними связаны события, изменившие ход истории. Их деяния остались в памяти потомков. Многие властители мечтали достичь величия императора Константина Великого, основателя «Нового Рима» – Константинополя, государя, позволившего свободно исповедовать новую веру – христианство. История назвала Петра I, как и императора Константина, – Великим. Он первым из русских правителей стал императором, а также прославился созданием новой столицы.

Презентация, графическая работа, или анимация:
Изобразите одно из легендарных преданий о Константине Великом и Петре Великом. Расскажите об основанных ими городах. Что их роднит?

  1. Гербы.

Заметили ли вы, что византийский и императорский российский гербы похожи?

Графическая работа: Сопоставьте византийского и российского орлов в гербах двух империй. В чем вы видите их сходство и различия? Нарисуйте их или исполните анимационное задание.

Презентация: Представьте себе, что вы занимаете высокое положение при дворе великого князя московского Ивана III. Вам дано поручение – рассказать о геральдических фигурах в гербах самых могущественных владык XV века.

На чём остановил свой выбор Иван III и почему?

  1. Героизм.

Что значит быть героем? Проявлять отвагу и мужество, самопожертвование и великодушие? Или иные выдающиеся качества? История хранит память о множестве героев. Геракл и Персей, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. О них слагали легенды, им возводили памятники, изображали в произведениях искусства.

Графическая работа: Рассмотрите образы святых воинов и античных героев. Обратите особое внимание на их вооружение. Что общего вы находите и в чем видите различия? Реконструируйте доспех византийского воина.

Презентация:

  1. Кто достоин звания героя? Легко ли им быть? Обоснуйте ваше мнение и приведите примеры из византийской и древнерусской истории.
  2. В гербе России на груди двуглавого орла располагается щит. На нём всадник с копьём, поражающий дракона. Это Георгий Победоносец – герой, особо чтимый в Византии. Как он стал историческим символом нашей страны?

Как вы думаете, почему в России появились георгиевский крест и георгиевская ленточка? Почему Тронный зал Зимнего дворца в Петербурге и зал Кремлевского дворца в Москве называются Георгиевскими?

  1. Путешествие.

Представьте себе, что вы — новгородский дружинник. Вам доверена честь — сопроводить посольство князя в Царьград.

Графическая работа: Ваша задача создать маршрутную карту путешествия «из варяг в греки».

Отметьте, куда вы отправитесь. Какие реки и моря вам придется преодолеть? Где вы будете останавливаться на отдых? Какие опасности вас могут подстерегать? Сколько времени займет ваш путь из Великого Новгорода до Константинополя?

  1. Украшения:

Вообразите роскошный мир византийских царей и знатных ромеев, взглянув на их украшения: серьги, препендулии (длинные серьги), ожерелья, медальоны, фибулы, браслеты.

Редчайшие драгоценности восхищают не только красотой и дивным мастерством, но и рассказывают о том положении, которое их владельцы занимали в обществе. Обратите внимание на то, какие материалы (металлы, драгоценные камни) и техники использовали византийские ювелиры?

Графическая работа: Нарисуйте подобные украшения и включите их в реконструкцию византийского костюма (мужского или женского). Подумайте, для кого они могли бы быть созданы (императора, воина, княгини), зачем и по каким случаям их надевали?

  1. Две княгини – Ольга и София.

Княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря, и бабушка князя Владимира Ясно Солнышко, приняла христианскую веру за 33 года до крещения Руси (988 год), и вошла в историю как первая русская правительница-христианка. Спустя 500 лет после этих событий, княгиня Софья, племянница последнего императора Византии из династии Палеологов, вышла замуж за московского князя Ивана III. Обе княгини способствовали укреплению связей между Византией и Русью.

Графическая работа: Создайте реконструкцию костюма княгини Ольги. Как она могла выглядеть во время пребывания в Константинополе? В этом могут помочь миниатюры древних рукописей и современные памятники, установленные княгине в её родном городе – Пскове.

Представьте, как выглядела Софья Палеолог во время свадебного торжества с московским князем Иваном III? Нарисуйте её наряд.

  1. Судьба Константинополя

В 1453г. войска турецкого правителя Мехмеда II Завоевателя захватили Константинополь.

Графическая работа или анимация: Нарисуйте карту осады Константинополя. Какие силы участвовали в осаде города? Как располагались войска?

Презентация, графическая работа: После взятия Константинополя турками и падения Византийской империи, при дворе московских государей утвердилось мнение, что Московскую Русь стала «наследницей Византии».

В каких произведениях русского искусства нашла отражение эта идея?

Организаторы конкурса:

  • Сектор по работе с волонтёрами Государственного Эрмитажа
    (www.benevole.ru).
  • Учебный центр вычислительной техники «Академия»
    (www.ucvt.org).
  • Научно-методический отдел Государственного Эрмитажа
    «Школьный центр».