Новости

19.04.2017: Обучающий вебинар для пользователей платформы «Добровольцы России» (добровольцыроссии.рф)

19.04.2017, С-Петербург: в Секторе по работе с волонтерами государственного Эрмитажа прошёл обучающий вебинар для пользователей информационной платформы «Добровольцы России», содержащей актуальные новости из жизни добровольческого сообщества. На этом мероприятии Артем Метелев, сопредседатель Ассоциации волонтерских центров, познакомил волонтеров с новыми возможностями, которые открывает для них данный портал. Во время вебинара слушатели задавали вопросы в текстовой форме, на которые Артем давал исчерпывающие ответы. Поскольку волонтеры Эрмитажа имели вопросы по регистрации на сайте, они попросили зарегистрировать кого-нибудь прямо во время вебинара. Артем попытался зарегистрировать начальника Службы волонтеров Эрмитажа Михаила Кожуховского, но не смог. Создателям портала придется еще поработать над функциональностью сайта. В настоящее время сайт «Добровольцы России» находится на стадии разработки и в режиме открытого beta-тестирования созданных разделов.

Также обсуждались идеи взаимодействия волонтёров, работающих в разных волонтерских организациях России. Зарегистрироваться на платформе можно как добровольцам, так и организациям, заполнив небольшую анкету, а также через социальные сети — «Vk.com» и «facebook.com». Этот портал позволяет волонтерам и организациям России оперативно находить друг друга. Информационная платформа будет работать, как некая социальная волонтёрская сеть. Здесь можно будет найти всю информацию о волонтёрах и волонтерских проектах, открытых различными волонтерскими организациями России. Зайдя на страницу интересующей организации, доброволец сможет получить информацию о всех планируемых мероприятиях данного учреждения и волонтерских вакансиях. Воспользовавшись услугой «Поиск», можно посмотреть, в каких организациях будут проходить мероприятия с участием волонтёров в данный период времени, в интересующем регионе России.

Во время мероприятия волонтёры Эрмитажа оживились, когда Артем упомянул наш проект «Tour de France. 1717». Также, на примере волонтеров Эрмитажа организаторы вебинара рассказали, как приобретаемый волонтерами разнообразный опыт дает преимущество при поступлении в ВУЗы и при трудоустройстве.

Интересной была новость об электронных волонтерских книжках, которые будут у каждого добровольца, зарегистрировавшегося на этом сайте. В них будет размещена вся информация о том, в каких проектах участвовал данный волонтёр. Электронные книжки можно будет листать, заполнять, распечатывать и предъявлять при поступлении в ВУЗы и работодателям при трудоустройстве. Также будет реализована система видео-рейтинга, позволяющая оценить, сколько часов волонтер работал для подготовки данного мероприятия. У организаций тоже будет свой рейтинг, с помощью которого волонтер сможет выбрать для себя интересные проекты. Сейчас идет обсуждение с федеральными ведомствами о возможности быстрого общения, координации между волонтерами и организациями.

Цель и задач очень много. Эта система работает, она в начале пути. Служба Волонтеров Эрмитажа будет пользоваться платформой «Добровольцы России», которая позволяет объединять запросы и предложения волонтёрской помощи в одном месте и открывает возможности к совместной работе, общению, обучению.


05.04.2017: Музей Будущего: презентация и обсуждение концепции

05.04.2017, С-Петербург: Волонтерский Центр Государственного Эрмитажа организовал встречу, главной темой которой стал предстоящий Межмузейный фестиваль в Москве. Предметом обсуждения фестиваля этого года является Музей Будущего. Главной задачей встречи в Эрмитаже было составить представление о Музее Будущего и выявить его темы и задачи. Кроме сотрудников Волонтерского Центра, стажеров и волонтеров из Москвы, глава Волонтерского Центра Михаил Кожуховский пригласил Дарью Гук, старшего научного исследователя Отдела Археологии Восточной Европы и Сибири.

Началась встреча с презентации, в которой были обобщены современные разработки и последние труды на тему Музея будущего, а также новые методы ведения музейной деятельности по всему миру. Целью презентации было отметить главные проблемы музеев будущего путем обзора текущих музейных проектов. Также в презентации были намечены темы для последующей дискуссии. В презентации были представлены различные предложения по организации более тесного взаимодействия между музеями и их посетителями.

Это может быть реализовано при помощи:

  • Различных игр (компьютерных либо классических).
  • Использования передовых технологий и применения новых возможностей обучения, взаимодействия и соучастия.
  • Оцифровки музейных коллекций и предоставления свободного доступ к ним.
  • Использования органов чувств, в особенности возможности прикасаться либо к оригиналам, либо к копиям экспонатов.
  • Организации мастер-классов (по печати, рисованию, созданию собственного произведения искусства).

Темами последующей дискуссии были:

  1. Значение термина «посетитель».
  2. Призыв к организации взаимодействия с музеем (с помощью современных технологий).
  3. Дети как будущее поколение посетителей.

Кто посещает музей? Осмысление термина «посетитель».

Отправной точкой обсуждения стало определение того, кем являются посетители музеев. Примером меняющейся концепции музейной деятельности послужил Государственный Музей Баден, Германия. Чтобы понять, как будет функционировать Музей Будущего, необходимо выяснить, как изменится связь между учреждением и отдельной личностью. Например, Государственный Музей Баден в Карлсруэ намерен заменить типичные музейные билеты картами пользователя, что говорит о том, что обычный посетитель музея становится его активным «пользователем» («Benutzer» в немецком). Во время обсуждения Дарья Гук отметила, что в русском языке у слова «пользователь» («user» в английском) коннотация скорее отрицательная по сравнению, например, с немецким и английским языками. Таким образом, одной из задач Музея Будущего является поиск подходящего термина для выражения меняющихся отношений между музеем и его посетителями. Также необходимо найти подходящий эквивалент слова «audience» (буквально — слушатели), который носил бы более активный характер.

Уже в ближайшем будущем перед нами встанут следующие вопросы:

  • Какая роль будет отведена посетителям Музея Будущего?
  • Останутся ли они посетителями, или будут гостями, наблюдателями, зрителями или слушателями, публикой, клиентами, потребителями или пользователями? Как к ним будут обращаться в музеях России?
  • Какова коннотация таких слов, как «пользователь» и «потребитель»?
  • Можно ли говорит, что «пользователь» более активен и вовлечен, чем «потребитель»?

Обсуждение поставило на повестку дня все эти вопросы. Несмотря на то, что найти ответы на них довольно сложно, один факт был ясен всем – отношения между двумя участниками взаимодействия – музеем и его посетителем – меняются. Раньше, описывая передачу информации и знаний музея его посетителям, мы видели лишь одну сторону медали. Теперь же мы можем говорить о своеобразном диалоге между музеями и их посетителями. Михаил Кожуховский выделил тот факт, что именно люди – народ – являются «владельцами» своей истории и культурного наследия и поднял вопрос о том, как можно повысить общую культурную вовлеченность. В дальнейшем Центр Волонтеров расширит масштабы обсуждения, привлекая в него не только членов Волонтерского Центра Государственного Эрмитажа, но и заинтересованных людей по всей стране и, возможно, по всему миру.

Опрос на тему Музея Будущего

Одним из предложений было организовать опрос среди посетителей Интермузея, чтобы выявить, каким они себе представляют Музей Будущего. Но для привлечения к опросу людей разных возрастов понадобятся различные подходы, такие как рисование плакатов музея будущего, написание поэтических произведений или даже создание архитектурных проектов. В будущем можно будет организовать конкурс на эту тему, в котором каждый сможет принять участие и отправить свои работы в Волонтерский Центр.

Взаимодействие

Чтобы выявить концепцию Музея Будущего, участники обсуждения опирались на свои знания о музеях и на то, что их особенно впечатляет во время походов в музей. Одним из примеров был Еврейский музей и Центр толерантности в Москве; он очень интерактивен и предлагает различные обучающие курсы для взрослых и, в особенности, для детей. Однако Еврейский музей и Центр толерантности нельзя причислить к традиционным историческим музеям, т.к. там скорее организуют различные интерактивные пространства, чем выставляют экспонаты.

Рассуждая о взаимодействии с музеем, нельзя не задуматься о значении самого слова «взаимодействие». Обязательно ли в этот процесс должны быть вовлечены новые технологии и последние научные разработки? И, что еще более важно, на какую аудиторию будет нацелен Музей Будущего?

Дети

Всем участникам обсуждения было ясно, что, говоря о Музее Будущего, нельзя обойти стороной и будущие поколения. Таким образом, отправной точкой составления концепций Музее Будущего является работа и взаимодействие с детьми и их родителями, ведь именно они составят основную аудиторию этого музея. Поскольку дети — это будущее поколение, сейчас самое подходящее время для начала работы с ними. В музеях дети могут очень многому научиться и прикоснуться не только к своему культурному наследию, но и к культурам других стран и народов. Именно музеи помогают детям расти, расцветать и учиться достигать своих целей. Однако нужно сосредотачиваться не только на детях, но еще и на их родителях, которые играют самую важную роль в воспитании детей. Задача Музеев Будущего состоит в создании интересных развивающих и образовательных пространств для взрослых, куда они бы могли водить своих детей и знакомить их с традициями и обычаями своей культуры.

Некоторые музеи уже нашли способ вовлекать в свою деятельность не только взрослых, но и детей. Прекрасным примером такого музея является Лусто — музей леса Финляндии, вход в который дети осуществляют буквально через дерево. В музее Лусто дети превращаются в настоящих исследователей леса, познавая его с помощью всех своих органов чувств.

Таким образом, благодаря ценности и уникальности выставленных экспонатов, будет довольно сложно, но вполне реально создать интерактивное и интегративное музейное пространство.

Nicole Krist, волонтер, Германия.

17.03.2017: Волонтеры на экскурсии по выставке «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола»

17 марта 2017 года для волонтёров Эрмитажа была организована экскурсия по выставке «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола». Эту замечательную экскурсию провела руководитель Школьного центра Эрмитажа Ирина Валерьевна Дюбанова.

На выставке было представлено более 1200 экспонатов из коллекций Эрмитажа, Русского музея, дворцов Павловска и Петергофа, музея Московского Кремля. Это предметы убранства столов на торжественных приёмах в императорских резиденциях и великокняжеских дворцах: фарфоровые сервизы, посуда из керамики, стекла, золота и серебра, а также украшавшая столы мелкая скульптура, которая заказывалась для конкретного торжества.

Свой рассказ Ирина Валерьевна начала с описания одежды хранителей царских сервизов, а также показа специальных корзин и коробок, в которых хранился и перевозился фарфор в те времена. Все сервизы бережно хранили в специально оборудованных помещениях — Сервизных кладовых.

Далее волонтёрам был представлен свадебный сервиз, подаренный Николаю II и Александре Фёдоровне в 1894 году германским императором Вильгельмом II. Сервиз, созданный на Берлинской королевской фарфоровой мануфактуре, поражает своим изяществом и красотой. На белом фарфоре изображены очень нежные цветы розового и фиолетового цвета — символ любви, весны и непорочности. Свадебный стол украшают искусно сложенные салфетки, которые гость мог развернуть одним движением руки.

Особое внимание Ирина Валерьевна уделила знаменитым русским Орденским сервизам производства завода Гарднера (Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский), использовавшиеся на праздниках в честь кавалеров четырех высших государственных наград. Екатерина II на торжественных приёмах сама наливала в тарелки суп, ухаживая за гостями. Награжденный орденом гость, уходя с праздника, мог унести с собой в подарок тарелку из такого сервиза. Каждый сервиз украшают орденские знаки, звезды и ленты соответствующих государственных наград.

Волонтерам запомнилась история знаменитого Голубого сервиза или Сервиза с камеями, созданного Севрской фарфоровой мануфактурой по заказу императрицы Екатерины II в 1778-1779 гг. Во время пожара в Зимнем дворце в 1837 году, когда все драгоценности были вынесены на Дворцовую площадь, не пропало ни одной вещи царской семьи. Однако часть этого сервиза, находившегося на хранении в Адмиралтействе, пропала и через несколько лет была выставлена на аукционе за границей. Царская семья постаралась выкупить недостающую часть сервиза. Позднее российские мастера Императорского фарфорового завода пытались воссоздать этот сервиз, но необыкновенный небесно-голубой, или бирюзовый, цвет повторить не удалось, так как оригинал производился в Севре по технологии мягкого фарфора, а копия — по технологии твердого фарфора. Только при производстве мягкого фарфора, при которой температура в печи ниже, можно было использовать краски, дающие такие удивительные насыщенные оттенки. Даже во Франции рецепт производства мягкого фарфора к тому времени был утерян.

Очень интересны и оригинальны Охотничий сервиз (Мейсен, 1766-1768), а также Андреевский сервиз, украшенный лимоном, спаржей, артишоком, грибами (Мейсен, 1744-1745). Волонтерам запомнились вазы для конфет и фруктов, украшенные цветами, выполненные в виде ажурной трельяжной решёточки. Поражают красотой позолоченные бронзовые вазы и подсвечники. В те времена столы украшали живыми цветами и даже деревьями в горшках так, что у сидящих гостей создавалось впечатление, что они находятся за столом не в помещении, а на природе.

До середины 18 века посуда к Российскому двору поступала в основном от зарубежных производителей. Зато в дальнейшем в канун рождественских праздников в Зимнем дворце показывали лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом производстве в Санкт-Петербурге.

Большое место в сервировке царского стола занимала посуда из серебра и золота. Ирина Валерьевна рассказала о том, что в 18 веке в России существовала последовательная подача блюд к столу. Таким образом гости могли пробовать каждый раз горячую пищу. Столы собирались в сложные композиции по проектам ведущих архитекторов, они могли иметь вид императорской короны, морской раковины или спиралей. Подобные конструкции задумывались с учетом публичного характера парадных трапез, когда на балконах присутствовали зрители.

Ослепительное богатство выставки поразило своим великолепием и многообразием. Атмосфера праздника никого не оставила равнодушным. Волонтёрам Эрмитажа очень понравилась эта экскурсия, мастерски проведённая руководителем Школьного центра Эрмитажа Ириной Валерьевной Дюбановой.

Елена Верховская, волонтер.
Фото: Alexander Hoppenbrouwers, Нидерланды.

Учащиеся Кировского лицея — три дня в Службе волонтеров Эрмитажа

В этом году мы, небольшая команда учеников Кировского экономико-правового лицея (КЭПЛ), впервые попробовали свои силы в волонтерской деятельности. Заходя в уютное помещение, где на двери висела табличка с надписью «Служба Волонтеров», мы даже и не предполагали, чем будем заниматься.

Первый день (28 марта 2017)

Нас встретил начальник службы волонтеров, невозмутимый Михаил Кожуховский. Он ввел в курс дела и познакомил с очаровательной иностранкой, волонтером Хендрикье (Hendrickje Kehlenbeck) из Германии, которая подготовила отличную презентацию на английском языке про так называемую Индийскую серию гобеленов.

После ее рассказа началось распределение обязанностей и получение пронумерованных волонтерских бейджиков. Одна пара дежурила у входа, другая патрулировала гардероб, третьи подписывали камешки в отделе археологии, четвертые искали серебряные монеты по залам Эрмитажа.

Второй день (29 марта 2017)

На второй день мы поменялись. Я и Уля работали в гардеробе, это был интересный опыт: десятки, сотни и тысячи иностранцев проходили мимо нас, разных возрастов и национальностей, бесконечное множество их голосов слилось в единый неразборчивый гул.

Работавшие в других отделах ребята поделились своими впечатлениями: Ане понравилось работать в тишине археологического зала, Катя с Настей узнали, что существовало великое множество серебряных монет в правление Петра Великого, Артем и Захар отметили размеры библиотеки.

Третий день (30 марта 2017)

На третий (и последний) день мы презентовали сценку из пьесы Пьера де Мариво «Игра любви и случая». Писали эту сценку совместно с Галиной Аркадьевной, нашим руководителем и по совместительству учителем русского языка и литературы.

Сценка рассказывает о курьезной ситуации, случившейся по вине двух молодых людей, которые в тайне друг от друга решили поменяться одеждами со своими слугами. Диана играла роль Сильвии, Маша Чуракова вошла в образ Лизетты, а Захар ненадолго перевоплотился в господина Доранта. Несмотря на то, что времени на подготовку было мало, ребята справились на отлично. Зрителями были сотрудники музея и иностранцы, которые также оценили игру наших ребят.

В заключение хочется сказать, что волонтёрство принесло нам не только положительные впечатления, но и незабываемый опыт в новом для нас виде деятельности; мы познакомились с удивительными людьми и подарили частичку нашей страны в виде сувениров иностранным волонтерам. Михаил и его команда тоже подарили нам памятные презенты, это было очень неожиданно, но крайне приятно. Благодарим за предоставленную возможность влиться в эту огромную волонтёрскую семью.

Желаем успехов всей Службе Волонтёров и сотрудникам Эрмитажа!

Репортаж: Мария Бабинцева, 30.03.2017.

Собрание Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского общества

22 февраля 2017 года в Зале Совета Государственного Эрмитажа состоялось Собрание Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), которое открыл председатель Санкт-Петербургского отделения Генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

М.Б. Пиотровский открыл собрание и рассказал об осуществленных Государственным Эрмитажем в 2016 году проектах, посвященных сохранению культурного и исторического наследия стран и народов Ближнего Востока: Дни Йемена и Дни Сирии, конференции, образовательные проекты и выставки, посвященные Ближнему Востоку и Византии, а также программы, посвященные наследию Пальмиры. Наиболее ярко деятельность волонтеров в этом направлении проявилась в культурно-образовательной программе «Пальмира: Вдыхая жизнь!», объединившей более трёх десятков проектов и призванной привлечь внимание к катастрофическому и целенаправленному уничтожению памятников истории и культуры.

Программа волонтеров «Пальмира: Вдыхая жизнь!» получила большое признание и была реализована в многочисленных проектах, как в самом Эрмитаже, так и на международном фестивале музеев в Москве «Интермузей 2016». Наиболее ярко культурно-образовательная программа «Пальмира: Вдыхая жизнь!» была представлена в рамках акции «Ночь музеев 2016» в Эрмитаже.

Именно поэтому Михаилом Борисовичем были предложены и единогласно утверждены кандидатуры новых членов Общества. Ими стали начальник Службы волонтёров Михаил Кожуховский и скульптор пальмирского проекта Мария Никифорова. Они приняли активное участие в разработке проектов, посвященных наследию Ближнего Востока, а проект «Пальмира: Вдыхая жизнь!» стал главной темой всего волонтерского сообщества в направлении культурного волонтерства.

На собрании также было рассказано о планах и юбилейных мероприятиях, запланированных на 2017 год, среди которых празднование 135-летия Общества и 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, основателя Русской Духовной Миссии на Святой Земле и отмечаемое 11 мая 160-летие первого председателя Общества великого князя Сергия Александровича и восстановление Креста на месте его гибели 17 февраля 1905 года.

Этим памятным событиям был посвящен вечер и концерт в Эрмитажном Театре.

Открытие детского конкурса компьютерной графики и анимации

«Tour de France 1717 – большое путешествие Петра Великого»

19 февраля 2017 года в Зимнем дворце Петра I в рамках большой образовательной программы «1717», подготовленной Службой волонтеров совместно со Школьным Центром, Отделом истории русской культуры и Отделом западно-европейского прикладного искусства состоялось торжественное открытие очередного детского конкурса компьютерной графики и анимации. Этот новый конкурс получил название «Tour de France 1717 – большое путешествие Петра Великого» и посвящён трёхсотлетию заграничной поездки Петра I в 1717 году.

Участникам конкурса предложены темы, касающиеся знаменательных событий начала XVIII века из истории Европы и России, многочисленных реформ и преобразований петровского времени, о влиянии европейского искусства на развитие русской культуры.  Ряд тем связан с историей и строительством Санкт-Петербурга.

Для участников конкурса «Tour de France 1717 – большое путешествие Петра Великого» была организована масштабная образовательная программа. Благодаря  сотрудникам Отдела истории русской культуры Н.И. Тарасовой и С.А. Нилову ребята познакомились с историей Зимнего дворца Петра I, традициями европейской моды начала XVIII века, увидели куклы в костюмах этой эпохи, узнали о сохранившемся гардеробе Петра. Гости программы с удовольствием приняли участие в игровых занятиях, посвященных первому учебнику этикета в России «Юности честное зерцало», изданному в 1717 году.

Настоящим украшением мероприятия стали авторские куклы в исторических костюмах XVIII века: Петр I, Людовик XIV, актеры театра Короля-Солнца в сценических костюмах. Их создала после тщательной работы с источниками по истории моды Анна Эрнестовна Жабрева, сотрудник Академии наук.  А элегантную рыжеволосую даму в платье со «складкой Ватто» исполнила Ольга Юрьевна Атаманова – руководитель кружка для старшеклассников по изготовлению кукол, открывшегося в 2016 году в «Школьном центре» Эрмитажа.

Мероприятие завершилось экскурсиями в залах Зимнего дворца Петра I. В качестве Специального сюрприза для детей хранители экспозиции завели уникальный музыкальный механизм английских часов, принадлежавших Петру I.

В конкурсе компьютерной графики и анимации «Tour de France 1717» смогут принять участие все желающие от 6 до 17 лет. Работы будут приниматься до 30 апреля 2017 года, награждение победителей планируется провести 13 мая 2017 года.

Конкурсы для школьников в области информационных технологий, начиная с 2005 года, проводит  Служба волонтеров Эрмитажа совместно с Научно-Методическим Отделом «Школьный Центр» при участии научных отделов Эрмитажа.  Конкурсные работы выполняются в форме  мультимедийных представлений, компьютерной графики и анимации, работы победителей будут представлены на мониторах в залах музея.

«Мы не просто живем в пространстве культурного наследия – мы несем за него ответственность»

«Мы не просто живем в пространстве культурного наследия – мы несем за него ответственность»

— Михаил Кожуховский, октябрь 2016.


В Екатеринбургском музее изобразительных искусств стартовали Дни Эрмитажа, в рамках которых запланированы интереснейшие мероприятия. Одним из таких событий стала встреча с руководителем волонтерской службы Эрмитажа Михаилом Кожуховским – в свете становления проекта «Эрмитаж-Урал» мы не могли упустить возможность поговорить с Михаилом о механизмах раскрытия творческого потенциала волонтеров и высокой миссии этого благородного движения в современном мире.

— Михаил Юрьевич, успели познакомиться с Екатеринбургом? 

— Это мой первый приезд сюда, так что знакомство с культурными традициями началось всего пару дней назад. Мы общались с представителями общественных организаций и музеев, которые заинтересованы в развитии волонтерского движения. Все это, я надеюсь, поможет нам в плане организации волонтерства, в понимании задач, которые встанут перед теми, кто будет формировать эту деятельность в культурной сфере.

К сожалению, я мало знаком с движением волонтерства на Урале и с удовольствием буду изучать его. Не могу сказать, что единая концепция взаимодействия уже сформировалась, но очень важно и здорово, что оно началось. У меня есть замечательный опыт организации работы волонтерской службы в Государственном Эрмитаже, но я понимаю, что там уже сложились определенные традиции, касающиеся привлечения волонтеров, свои поведенческие стереотипы, собственная методика вовлечения, концепция, отличающаяся от всех существующих в мире вариантов концепций привлечения волонтеров к культурной сфере. Мы в этом смысле уникальны. Но наша система сформировалась благодаря тому, что мы находимся в уникальном городе и уникальном музее — Эрмитаже, который является средоточием многочисленных культурных традиций и известен во всем мире. А здесь, в Екатеринбурге, я очень рассчитываю на то, что мне помогут понять, чем живет молодежь этого города, чем дышит новое поколение, и что поможет ему объединиться для создания новых интересных проектов.

— В чем же уникальность организации работы волонтерской службы Эрмитажа?

— У нас огромную роль играет опыт сотрудников музея, которых мы на протяжении многих лет вовлекаем в волонтерскую работу. Помимо своей узкопрофессиональной деятельности они с удовольствием принимают участие в развитии волонтерских проектов и могут реализовать себя в совершенно новом направлении. А мы, в свою очередь, не можем обойтись без помощи специалистов. К примеру, они помогают нам шить костюмы: для проекта «Пальмира. Вдыхая жизнь» хранитель скульптуры помогала нам сделать костюмы третьего века нашей эры. Без многочисленных специалистов, которые занимаются образовательным и проектами, изучением античного мира, востока, у волонтеров были бы связаны руки. Мы не смогли бы реализовать проект на таком высоком уровне. Когда ты представляешь Эрмитаж, то любая фантазийная работа должна основываться на серьезных научных исследованиях.  К счастью, мы работаем именно в той службе, которая позволяет  выявлять и объединять многочисленные таланты и энтузиазм сотрудников, и в результате этого соединения создаются замечательные проекты. И я действительно могу сказать, что мы – одна из самых креативных структур Государственного Эрмитажа: буйство идей, совершенно новые форматы взаимодействия с отделами, поиск чего-то нового позволяет нам реализовывать фантастические мероприятия.

Еще один наш уникальный принцип — воспитание в волонтерах чувства ответственности за сохранение культурного наследия. Волонтер начинает свою деятельность в стенах Эрмитажа с четким пониманием этой высокой миссии. Мы ни в коем случае не позволяем ему думать, что, приходя в Эрмитаж, он исполняет какую-то сугубо механическую работу. Ни в коем случае. За ним стоит не просто служба волонтеров, за деятельность которой он несет ответственность, а музей Эрмитаж, лучший музей, все мировое наследие — и это нужно ощущать. Понятно, что прочувствовать такое очень тяжело, но надо понимать, что любая идея, любой создаваемый волонтером проект исполняет эту основную миссию. С этой глобальной, рыцарской, благородной идеей волонтеры работают, исполняя самые разные задачи, будь то уборка мусора, разгрузка коробок, встреча гостей: даже в этой, не особо креативной деятельности, понимая высокую миссию, волонтер всегда готов преодолевать трудности, пожертвовать своим временем, срочно кого-то заменить… Мне кажется, что только ради высокой миссии, глобальной идеи и нужно создавать подобные службы в любой точке мира.

Волонтерство – в случае и с конкретным человеком, и с целой службой – это постоянная работа над собой. И, несмотря на то, что наша служба существует больше 13 лет, мы продолжаем себя создавать для чего-то лучшего. Продолжаем совершенствоваться. Наверное, все эти слова звучат банально. Но мы действительно пытаемся ответить на вопрос, зачем молодежи нужно сегодня культурное наследие. У нас есть целый проект, направленный на то, чтобы помочь молодым людям понять, какую роль они могут сыграть в его сохранении. Идет постоянное внедрение той мысли, что мы не просто живем в пространстве культурного наследия — мы несем за него ответственность. И не можем быть равнодушными, что бы ни происходило в мире по отношению к нему. Не можем говорить о том, что одно важно потому, что имеет прямое отношение к моей работе, а другое неважно, потому что далеко. Такого быть не должно.

Когда мы реализовывали проект, посвященный страшным события м в Пальмире, мы придумали ему название «Пальмира. Вдыхая жизнь!». Таким образом, мы определили для себя, чего хотим добиться – чтобы каждый участник проекта был максимально вовлечен в него, принял непосредственное участие во «вдыхании» этой жизни, воссоздании Пальмиры, почувствовал, что она стала родной. Отсюда и форма: сборно-разборный интерактивный макет Храма Бэла, огромная карта-паззл Пальмиры, которую можно собрать и словно бы заново отстроить город. Мы не имеем права забывать и тем более позволять уничтожать культуру. Только основываясь  на этом принципе, мы начнем бережно относиться к тому, что рядом с нами.

Конечно, по этому поводу у нас возникало очень много вопросов. Журналисты спрашивали, зачем мы занимаемся Пальмирой – ведь столько проблем рядом! Но если мы позволим себе считать, что это нечто маловажное и незначительное, то не сможем осознать ценности того, что находится рядом с нами. На этом принципе и основывается работа службы волонтеров. Мы все время пытаемся осознать, понять, прочувствовать это предназначение и научаемся лучше понимать себя и роль музеев в обществе. И мне кажется, что с этой благородной миссией можно объединять волонтеров Екатеринбурга из самых разных сфер, и это будет тем фундаментом, который позволит реализовать многие интересные проекты. А самое главное – и это будет являться самым важным бонусом и основной мотивацией – когда ты понимаешь, какая на тебе ответственность, то будешь выполнять работу, которую кто-то посчитает мелкой, маловажной, рутинной, на должном уровне.

— Вы упомянули о том, что в волонтерской службе Эрмитажа – своя уникальная система привлечение людей. Расскажите о ней поподробнее?

— Мы с большой радостью привлекаем к нашей работе представителей разных национальностей, к нам приезжает очень много студентов из разных стран. Уже сложились хорошие связи с университетами, куда на учебу или практику приезжают иностранные студенты. Многие увлекаются сразу и готовы тратить время на наши проекты. Нам очень важно,  другого опыта – только так мы можем создать что-то новое.

Очень важным у нас является реализация собственного проекта – это и является главным мотивом деятельности волонтера. За период своей работы он должен обязательно поучаствовать в каком-то проекте вместе с командой единомышленников. Поэтому буквально с первого же дня перед волонтером ставится задача претворения в жизнь собственного проекта – а значит, он с еще большим усердием исследует все направления работы, смотрит все варианты деятельности, и не только в рамках нашей службы, но и вокруг, исходя из того, какую интересную идею он мог бы предложить. Главное, чтобы проект имел отношение к развитию музейного дела, просветительских программ, вовлечению в волонтерство, взаимодействию с образовательными проектами, университетами. Как правило, каждый такой проект – это совершенно новый взгляд, который позволяет нам лучше понимать себя, созидать и предлагать совершенно новые идеи.

Ответственность, которая возлагается на волонтера с первого же дня, позволяет ему заниматься исследованием, сказать новое слово, предложить новую идею. Было бы здорово, если бы у нас получилось создать нечто подобное и здесь, основываясь на опыте культурной жизни Екатеринбурга. Думаю, здесь возникнет какой-то новый механизм раскрытия творческого потенциала у подрастающего (и не только!) поколения.

—А вы сами были волонтером?

Я волонтер по жизни! Это моя миссия. И я всегда говорю волонтерам: выходя за стены Эрмитажа, вы должны понимать, что уже не имеете права пройти мимо заблудившегося туриста или потерявшегося иностранца. Каким бы вы ни были скромным или стеснительным, вы не имеете права пройти мимо. Даже если вы не знаете ответа – подойдите, спросите, попробуйте помочь. С первого дня наши волонтеры научаются помогать. Понятно, что у них нет тех знаний, которыми обладают люди, давно здесь работающие. Но ответить на вопрос любого посетителя «Не знаю, я только сюда пришел», нельзя. Вместе с этим посетителем нужно пойти, разобраться, найти ответ. Сказать ему: сейчас мы разберемся, все сделаем, и все будет хорошо.

Такая установка становится стержнем человека на всю жизнь. И, как правило, люди, которые приходят к нам, навсегда остаются в нашей службе. Просто потому что такой опыт не проходит бесследно, это очень важная школа. Звучит, кажется, высоко, очень патетично, но если мы не будем брать эту высокую планку, не будем себя настраивать на идею максимализма и идеализма, то не сможем совершить важный подвиг в жизни – воспитать честного, достойного гражданина, для которого история, культура, малая и большая родина, наша земля будут иметь значение.

— А волонтер в сфере культуры чем-то отличается от волонтера в сфере, скажем, спорта или экологии?

— По моему мнению, высокая задача должна стоять у всех. Мы очень дружны со всеми волонтерскими организациями в Петербурге, которые делают свое дело. И при этом прекрасно понимаем, что условия работы в нашем  замечательном музее просто несравнимы с тяжелыми условиями в других организациях, которые ставят перед собой очень трудные задачи, и волонтеры которых испытывают сильнейший стресс. Поэтому мы всегда стараемся отдать таким людям какую-то толику понимания, свой респект, всегда готовы принимать участие в совместных акциях и мероприятиях. В то числе волонтеры Эрмитажа безусловно принимают участие в городских и спортивных мероприятиях, принимают их у себя и готовы поделиться своим опытом. Таким образом Эрмитаж становится частью большого пространства. И понимание того, что все мы делаем одну большую работу, должно быть у всех волонтеров.

Отличие, наверное, заключается еще и в том самом принципе, о котором я уже говорил  – в особом отношении к культурному наследию, осознании высокой миссии. Кроме того, мы не разделяем волонтеров по сферам деятельности – каждый должен быть готов выполнять любую работу. Мы можем работать над проектом, используя сильные стороны, знания и способности, каждого человека, но при этом готовы в любой момент оторваться от творческой задачи и пойти вместе разбирать коробки, убирать мусор, встречать инвалидов, разгружать грузовик с игрушками и так далее. И мы это любим: общее дело объединяет, делает нас более дружными.

— Почему волонтерское движение сегодня набирает такие обороты? Зачем волонтеры нужны обществу?

— Я очень рад, что наконец во властных структурах поняли важность и необходимость воспитательного значения волонтерства для молодежи. В свое время у нас был комсомол, многие хорошие вещи делались добровольно-принудительно, в результате воспитательный эффект от такой работы не всегда достигался. И здорово и прекрасно, что теперь появилась возможность взросления, воспитания детей, молодежи, нашего общества, но уже на основах добровольчества, на которых зиждется волонтерство. Оно дает возможность объединить усилия непрофессионалов и специалистов, научиться жизни у старшего поколения не из книг или средств массовой информации, а участвуя в совместном деле.

Альтернативы этому нет: здесь и единение, и ответственность за другого человека, и ощущение ценности человеческой жизни, и значимость истории, традиций. Все это объединяется естественным для человека желанием проявления любви. Поддержать эту инициативу, живущую в каждом человеке, просто необходимо. Мы иногда замыкаемся в собственном индивидуализме, на решении личных проблем, но искренне страдаем от того, что нас не слышат, от того, что не можем выразить себя, переживаем, когда видим разобщенность вокруг себя. И как же прекрасно, когда есть механизмы, которые позволяют нам если не изжить все это, то найти воплощение всего доброго и хорошего, которое есть в нас, наших соседях и друзьях. И найти для этого самое доброе и замечательное применение.

Беседовала Дарья Мичурина, октябрь 2016.

Награждение победителей конкурса «Византия-Россия»

17 декабря 2016 года в зале Совета Государственного Эрмитажа состоялось награждение участников и победителей детского конкурса компьютерной графики и анимации «Византия – Россия», организованного в рамках перекрестного года «Россия – Греция», и театрализованное представление по мотивам «Илиады» Гомера.

img_1817 img_1811

Конкурсы компьютерной графики и анимации для школьников уже на протяжении 10 лет организуются и проводятся Сектором по работе с волонтерами совместно со Школьным центром музея при активном участии Академии дополнительного профессионального образования.

Торжественную часть предварила прогулка по античным залам Эрмитажа, где все участники конкурса еще раз смогли увидеть памятники древнегреческого искусства, повествующие о Троянской войне.

img_7007 img_7027

Центральным событием мероприятия стало награждение победителей конкурса «Византия — Россия». В конкурсе компьютерной графики и анимации школьникам 1-11 классов были предложены темы, позволившие им ближе познакомиться как с историей и культурой Византии, так и с русско-византийскими культурными связями: «Великие цари», «Гербы», «Героизм», «Путешествие», «Две княгини – Ольга и София», «Судьба Константинополя». Работы оценивались в трёх номинациях: компьютерная живопись и графика, мультимедийное представление, компьютерная анимация и видео. Победителей и участников конкурса поздравила Ирина Дюбанова, заведующая Школьным центром Государственного Эрмитажа и Михаил Кожуховский, начальник Сектора по работе с волонтерами.

1712_3628 img_1892

Завершился вечер театрализованным представлением «Два дня Троянской войны», созданным по мотивам «Илиады» Гомера студентами театрального отделения факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

img_1849 img_7424

После окончания мероприятия, участникам были представлены информационные материалы о проектах 2017 года, посвященные двум крупным темам: 1717 и 1917.

Мероприятие разработано и организовано Сектором по работе с волонтерами совместно с НМО «Школьный центр».

5 декабря волонтеры Эрмитажа отпраздновали Международный День Волонтёра!

Ежегодно 5 декабря музей чествует своих добровольцев праздничной программой.

img_0850 img_1406

В этом году праздник по традиции, заложенной Владимиром Юрьевичем Матвеевым, состоялся в РХЦ «Старая Деревня». В преддверии 2017 года начальник Сектора по работе с волонтерами Михаил Кожуховский, открывая программу, рассказал о будущих проектах, начало которым было положено в 2016, и поблагодарил участников за помощь в их реализации, среди которых были такие как «Пальмира. Вдыхая жизнь!», фестиваль «Открой свою Европу в Эрмитаже», Год Кино, Интермузей 2016 и многие другие.

img_1074 img_6685

Все эти проекты вдохновили креативных волонтеров на создание короткометражных фильмов. Кроме того, к празднику волонтеры из разных стран прислали свои видеообращения с поздравлениями.

Реставрационно-хранительский центр организовал волонтерам увлекательную экскурсию. А студенты Санкт-Петербургского государственного университета представили спектакль «Два дня Троянской войны», созданный по мотивам «Илиады» Гомера.

img_1268 img_1286

В кульминации торжественной части программы волонтеров 2016 года наградили  подарками и благодарственными грамотами от лица директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского.

img_1140 img_1097

5 декабря — «Международный День Волонтёра»

Дорогие волонтеры!

В преддверии самого главного праздника года – Дня Святого Волонтёра, открываем регистрацию на официальное торжество –
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe1xAVbTnHj3

Ждем всех волонтёров Эрмитажа 5 декабря с 11:00-16:00 в РХЦ Эрмитажа (по традиции, просим Вас принести с собой угощения и напитки).

Программой будет насыщенной:

10:45
СБОР ГОСТЕЙ
(ГЛАВНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ РХЦ «СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ»)

11:00
ПОСЕЩЕНИЕ ВОЛОНТЕРАМИ ОТКРЫТОГО ХРАНЕНИЯ ФОНДОХРАНИЛИЩА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

13:00
ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
(ГЛАВНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ РХЦ «СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ»)
I. Приветственные слова и поздравления
II. Награждение волонтеров

14:00
СПЕКТАКЛЬ «ДВА ДНЯ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ»
(ГЛАВНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ РХЦ «СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ»)

15:00
ПРАЗДНИЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ
(ГЛАВНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ РХЦ «СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ»)