XIX Конкурс компьютерной графики и анимации: «ЭРМИТАЖ: СОХРАНЯЯ НАСЛЕДИЕ НАЦИЙ»

«Бессмертие состоит в работе над чем-то вечным».
Жозеф Эрнест Ренан,
французский философ и писатель

«Культура — это память человечества о самом себе».
Алексей Тегин, композитор

Государственный Эрмитаж является уникальным культурным учреждением: находясь в России, он хранит искусство разных времен и народов. Он обладает второй крупнейшей коллекцией голландского искусства в мире после Нидерландов и крупнейшей коллекцией французского искусства после Франции. В Эрмитаж приезжают ученые со всего мира, чтобы найти здесь памятники искусства своих стран, сохраненные Эрмитажем. Поэтому неудивительно, что в 2018 году, который объявлен Европейским Годом культурного наследия, Эрмитаж проводит мероприятия, посвященные материальному и нематериальному наследию Европы, истории и вопросам его сохранения. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе и поразмышлять о культурном наследии и о его будущем.

1. Зачем мы сохраняем памятники культурного наследия?

Нам кажется, для любого человека очень важно прикоснуться к достижениям его предков, увидеть или услышать великолепные произведения, которые являются вершиной человеческой мысли и вдохновения, нам важно видеть памятники архитектуры, которые украшают наши города и придают им неповторимое своеобразие, нам важно услышать звуки музыки, которая восхищала наших предков, нам важно прочитать произведения литературы, которые делают не одно поколение лучше, нравственнее, красивее, вдохновляют на реализацию своих творческих идей.

Как вы думаете, для чего еще необходимо сохранять культурное наследие и передавать его следующим поколениям? Предлагаем вам высказать свое мнение в виде мультимедийной презентации.

2. Отношение к культурному наследию в разные периоды истории.

В истории человечества отношение к памятникам культуры было неоднозначным, оно изменялось в соответствии с политической и религиозной жизнью народов и государств и пересмотром эстетических идеалов.  Выберите один из периодов истории и узнайте, как относились люди к произведениям искусства, созданным в прежние эпохи, по другим религиозным канонам, враждующими государствами. Римляне разоряли Древнюю Грецию, увозя лучшие достижения скульпторов в качестве трофеев. Постепенно они попали под влияние великого греческого искусства, оставив нам множество копий древнегреческих статуй, в чем можно убедиться, посетив залы античного искусства в Эрмитаже.

Найдите примеры разного отношения к искусству предшествующих эпох, другой религиозной культуры, или враждующих государств, представьте ваш рассказ в мультимедийной форме и сопроводите его вашим мнением.

3. Энтузиасты сохранения культурного наследия.

Благодаря энтузиастам, мужественно вступившимся за сохранение культурного наследия, было сохранено огромное количество архитектурных и природных памятников, народных песен, сказок, традиций, ремесел. Казалось бы, кто не знает великого английского поэта Шекспира? Сейчас это кажется невероятным, но в XIX веке в Англии мало кто вспоминал о нем. Чарльз Диккенс, английский писатель, счел своим долгом восстановить память о своем соотечественнике. Он сам организовывал постановки забытых пьес Шекспира, сам писал декорации и даже выступал на сцене, чем привлекал внимание общественности к наследию великого поэта и драматурга. И именно он не дал продать дом, в котором родился Шекспир, американскому предпринимателю, задумавшему перевезти дом Шекспира в Америку.

В истории каждой страны найдутся такие деятели-энтузиасты, которые повлияли на сохранение культурного наследия. Расскажите о них в мультимедийной форме и выскажите ваше мнение.

4. Содружество искусств в сохранении наследия.

В Эрмитаже хранится уникальный сервиз — «Сервиз с зеленой лягушкой». На 700 предметах сервиза было изображено 1200 пейзажных видов Англии. Некоторые из видов сохранились для нас только благодаря этому сервизу, например: замок Уиндрингтон  (Widdrington Castle), дворец Лэмфи (Lamphey Palace), Бодезерт Хаус (Beaudesert House) и многие другие.

Вам известна сюита Модеста Мусоргского «Картинки с выставки»? Какие картины видел на выставке композитор, кто их автор? Дело в том, что ни одна картинка с выставки не сохранились, но они остались в нашей памяти только благодаря музыке. В истории известно много случаев, когда созданное в одном виде искусства сохраняется на века благодаря его отражению в другом виде искусства. Найдите такие примеры и расскажите о них в мультимедийной форме.

5. Нематериальное культурное наследие.

Говоря о культурном наследии, мы чаще всего представляем себе памятники, дворцы, произведения искусства. Это материальное культурное наследие, но есть еще и нематериальное: устные традиции и формы выражения, в том числе язык, исполнительские искусства, в том числе актёрская игра, музицирование, пение, танцы; обычаи, обряды, праздники; знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами, национальная кухня. В списке нематериального наследия ЮНЕСКО можно найти немало любопытнейших «объектов», таких как соколиная охота, испанская школа верховой езды в Вене, конный промысел креветок в Остдюнкерке (Бельгия), карнавалы и шествия, и даже международный День пчел.

Посмотрите, нет ли в этом списке того, что вызовет ваш интерес и желание узнать об этом побольше. Представьте ваш рассказ в мультимедийной форме.

  • Кракелинген и Тоннекенсбранд, праздник хлеба и огня, отмечаемый в конце зимы в Герардсберген, Бельгия.
  • Шествия в Бельгии и Франции с участием гигантских кукол.
  • Момогери — празднование Нового года в восьми деревнях региона Козани в Западной Македонии, Греция.
  • Искусство обработки мрамора на острове Тинос, Греция.
  • Свистящий язык острова Гомера (Канарские острова, Испания).
  • Искусство неаполитанских пиццайоло (мастеров по приготовлению пиццы), Италия.
  • Кружева «Лефкара» или «лефкаритика», Кипр.
  • Мастерство эксплуатации ветряных и водяных мельниц, Нидерланды.
  • Парфюмерное мастерство в Грассе, Франция.
  • Народный промысел деревянных игрушек в Хорватском Загорье.
  • Синьска Алка, рыцарский турнир в Сине, Хорватия.
  • Танцующая процессия Эхтернаха в Люксембурге и многие другие.

6. «Хранить вечно». Что выберешь ты?

В списке нематериального наследия Хорватии под охраной ЮНЕСКО — 17 пунктов, а в списке наследия России — только два: культурное пространство и устная культура Семейских общин — выселенных в Забайкалье групп «старообрядцев» (представителей религиозного течения, возникшего в XVII в. в результате раскола Русской Православной Церкви) и якутский героический эпос «Олонхо».

А что еще, на ваш взгляд, должны сохранить россияне для будущих поколений? Представьте ваш выбор в мультимедийной форме.

7. Портрет страны из культурных ассоциаций.

Когда мы слышим «Париж», мы представляем Эйфелеву башню, уличных художников, модно одетых людей. Когда мы слышим «Бельгия», то вспоминаем бельгийский шоколад. Вена — венский вальс, Испания — Пикассо и фламенко, Италия — Рафаэль, Феррари, пицца…

Выберите свою любимую страну и изобразите с помощью компьютерной графики, все то, с чем она у вас ассоциируется. Как вы думаете, жители этой страны могут гордиться таким наследством?

8. Наследие в будущем.

Картины Рембрандта не были поняты современниками и не покупались. Он не оставил наследства, но оставил наследие, которым сегодня гордятся все жители Нидерландов.

Что из современного искусства, на ваш взгляд, может стать будущим наследием? Расскажите о каком-нибудь интересующем вас явлении современного искусства и предположите, что о нем будут говорить и как к нему будут относиться через 100 лет. Или попробуйте представить в компьютерной графике, как выглядит плакат выставки 3018 года о искусстве 2018 года.

9. Наследие и вы.

Наследие — это не только хранящиеся в Эрмитаже шедевры. Наследие — это фотографии ваших родственников, любимые пластинки вашей бабушки, любимые рецепты и ваши семейные традиции.

Чтобы сохранять культурное наследие, не обязательно быть реставратором, хранителем или охранником в Эрмитаже. Вспомните энтузиастов, о которых мы говорили, оглянитесь вокруг себя. Подумайте и расскажите, что можете сделать вы для сохранения культурного наследия?

Условия конкурса

Сроки проведения конкурса: с 22 сентября до 16 ноября 2018 года.

Возраст участников конкурса: с 7 до 18 лет.

Работы принимаются в номинациях:

  • Компьютерная живопись и графика.
  • Мультимедийное представление (PowerPoint и другие).
  • Flash- и Gif-анимация.
  • Видео.

Требования к работам:

  • Графические работы принимаются в форматах: jpg, gif, bmp. Объём файла не должен превышать 2,5 МБ.
  • Мультимедийные презентации должны содержать не более 10 слайдов.
  • Продолжительность анимационного или видеоролика не должна превышать 1 минуты.
  • Предоставление исходника (файла *psd, fla, ppt, pptx, pdn и т.п.) является обязательным. Каждая работа предоставляется в электронном виде в отдельной папке (архив rar или zip). Имя папки — «Ваши фамилия и имя». В папке с работой в текстовом файле аннотация.txt необходимо указать школу, класс, свой электронный адрес, телефон, имя и фамилию преподавателя, номер группы в УЦВТ. В имени файла работы указываются фамилия, имя и возраст автора, номер учебной группы, название работы. Например, Иванов Пётр — 12 лет — КО112 — эрмитаж.bmp. В нижней части работы необходимо указать Имя и Фамилию автора.

Сроки приёма работ: до 16 ноября 2018 года.

Приём работ проходит по электронной почте pobeda@znaem.org, а также на учебных площадках Академии (тел. +7 (812) 612-11-22) и в офисе Сектора по работе с волонтёрами (тел. +7 (812)710-98-76).

Подведение итогов конкурса:

Жюри определяет победителей конкурса. Победители будут названы во время церемонии награждения в Санкт-Петербурге, дату и место которой организаторы сообщат участникам дополнительно. Лучшие работы будут представлены на дисплеях в залах Государственного Эрмитажа.

Организаторы конкурса:

1. Сектор по работе с волонтёрами Государственного Эрмитажа (www.benevole.ru).
2. Учебный центр вычислительной техники «Академия» (www.ucvt.org).
3. Научно-методический отдел Государственного Эрмитажа «Школьный центр».