05.04.2017: Музей Будущего: презентация и обсуждение концепции

05.04.2017, С-Петербург: Волонтерский Центр Государственного Эрмитажа организовал встречу, главной темой которой стал предстоящий Межмузейный фестиваль в Москве. Предметом обсуждения фестиваля этого года является Музей Будущего. Главной задачей встречи в Эрмитаже было составить представление о Музее Будущего и выявить его темы и задачи. Кроме сотрудников Волонтерского Центра, стажеров и волонтеров из Москвы, глава Волонтерского Центра Михаил Кожуховский пригласил Дарью Гук, старшего научного исследователя Отдела Археологии Восточной Европы и Сибири.

Началась встреча с презентации, в которой были обобщены современные разработки и последние труды на тему Музея будущего, а также новые методы ведения музейной деятельности по всему миру. Целью презентации было отметить главные проблемы музеев будущего путем обзора текущих музейных проектов. Также в презентации были намечены темы для последующей дискуссии. В презентации были представлены различные предложения по организации более тесного взаимодействия между музеями и их посетителями.

Это может быть реализовано при помощи:

  • Различных игр (компьютерных либо классических).
  • Использования передовых технологий и применения новых возможностей обучения, взаимодействия и соучастия.
  • Оцифровки музейных коллекций и предоставления свободного доступ к ним.
  • Использования органов чувств, в особенности возможности прикасаться либо к оригиналам, либо к копиям экспонатов.
  • Организации мастер-классов (по печати, рисованию, созданию собственного произведения искусства).

Темами последующей дискуссии были:

  1. Значение термина «посетитель».
  2. Призыв к организации взаимодействия с музеем (с помощью современных технологий).
  3. Дети как будущее поколение посетителей.

Кто посещает музей? Осмысление термина «посетитель».

Отправной точкой обсуждения стало определение того, кем являются посетители музеев. Примером меняющейся концепции музейной деятельности послужил Государственный Музей Баден, Германия. Чтобы понять, как будет функционировать Музей Будущего, необходимо выяснить, как изменится связь между учреждением и отдельной личностью. Например, Государственный Музей Баден в Карлсруэ намерен заменить типичные музейные билеты картами пользователя, что говорит о том, что обычный посетитель музея становится его активным «пользователем» («Benutzer» в немецком). Во время обсуждения Дарья Гук отметила, что в русском языке у слова «пользователь» («user» в английском) коннотация скорее отрицательная по сравнению, например, с немецким и английским языками. Таким образом, одной из задач Музея Будущего является поиск подходящего термина для выражения меняющихся отношений между музеем и его посетителями. Также необходимо найти подходящий эквивалент слова «audience» (буквально — слушатели), который носил бы более активный характер.

Уже в ближайшем будущем перед нами встанут следующие вопросы:

  • Какая роль будет отведена посетителям Музея Будущего?
  • Останутся ли они посетителями, или будут гостями, наблюдателями, зрителями или слушателями, публикой, клиентами, потребителями или пользователями? Как к ним будут обращаться в музеях России?
  • Какова коннотация таких слов, как «пользователь» и «потребитель»?
  • Можно ли говорит, что «пользователь» более активен и вовлечен, чем «потребитель»?

Обсуждение поставило на повестку дня все эти вопросы. Несмотря на то, что найти ответы на них довольно сложно, один факт был ясен всем – отношения между двумя участниками взаимодействия – музеем и его посетителем – меняются. Раньше, описывая передачу информации и знаний музея его посетителям, мы видели лишь одну сторону медали. Теперь же мы можем говорить о своеобразном диалоге между музеями и их посетителями. Михаил Кожуховский выделил тот факт, что именно люди – народ – являются «владельцами» своей истории и культурного наследия и поднял вопрос о том, как можно повысить общую культурную вовлеченность. В дальнейшем Центр Волонтеров расширит масштабы обсуждения, привлекая в него не только членов Волонтерского Центра Государственного Эрмитажа, но и заинтересованных людей по всей стране и, возможно, по всему миру.

Опрос на тему Музея Будущего

Одним из предложений было организовать опрос среди посетителей Интермузея, чтобы выявить, каким они себе представляют Музей Будущего. Но для привлечения к опросу людей разных возрастов понадобятся различные подходы, такие как рисование плакатов музея будущего, написание поэтических произведений или даже создание архитектурных проектов. В будущем можно будет организовать конкурс на эту тему, в котором каждый сможет принять участие и отправить свои работы в Волонтерский Центр.

Взаимодействие

Чтобы выявить концепцию Музея Будущего, участники обсуждения опирались на свои знания о музеях и на то, что их особенно впечатляет во время походов в музей. Одним из примеров был Еврейский музей и Центр толерантности в Москве; он очень интерактивен и предлагает различные обучающие курсы для взрослых и, в особенности, для детей. Однако Еврейский музей и Центр толерантности нельзя причислить к традиционным историческим музеям, т.к. там скорее организуют различные интерактивные пространства, чем выставляют экспонаты.

Рассуждая о взаимодействии с музеем, нельзя не задуматься о значении самого слова «взаимодействие». Обязательно ли в этот процесс должны быть вовлечены новые технологии и последние научные разработки? И, что еще более важно, на какую аудиторию будет нацелен Музей Будущего?

Дети

Всем участникам обсуждения было ясно, что, говоря о Музее Будущего, нельзя обойти стороной и будущие поколения. Таким образом, отправной точкой составления концепций Музее Будущего является работа и взаимодействие с детьми и их родителями, ведь именно они составят основную аудиторию этого музея. Поскольку дети — это будущее поколение, сейчас самое подходящее время для начала работы с ними. В музеях дети могут очень многому научиться и прикоснуться не только к своему культурному наследию, но и к культурам других стран и народов. Именно музеи помогают детям расти, расцветать и учиться достигать своих целей. Однако нужно сосредотачиваться не только на детях, но еще и на их родителях, которые играют самую важную роль в воспитании детей. Задача Музеев Будущего состоит в создании интересных развивающих и образовательных пространств для взрослых, куда они бы могли водить своих детей и знакомить их с традициями и обычаями своей культуры.

Некоторые музеи уже нашли способ вовлекать в свою деятельность не только взрослых, но и детей. Прекрасным примером такого музея является Лусто — музей леса Финляндии, вход в который дети осуществляют буквально через дерево. В музее Лусто дети превращаются в настоящих исследователей леса, познавая его с помощью всех своих органов чувств.

Таким образом, благодаря ценности и уникальности выставленных экспонатов, будет довольно сложно, но вполне реально создать интерактивное и интегративное музейное пространство.

Nicole Krist, волонтер, Германия.