Круглый стол «Актуальность принципов Просвещения сегодня.»

Дата проведения: 23 октября в 15:00

Место проведения:  студия «Герцен-ТВ» РГПУ им. А.И. Герцена

Онлайн-трансляция

Программа мероприятия:

1 часть – панельная дискуссия: эксперты представляют методики преподавания и разговоры об искусстве, значение драматургии, проекты волонтеров и актуальность принципов эпохи Просвещения;
2 часть – вопросы студентов и представление зарубежного опыта и проблем понимания и преподавания принципов эпохи Просвещения силами иностранных волонтеров.

Информация для ознакомления:

Когда поднимается вопрос об эпохе Просвещения, неизбежно задумываешься о значении её принципов, сыгравших основополагающую роль при формировании современной науки, образования и общества, в целом. Будучи во многом людьми, которые были воспитаны в среде, являющейся продуктом Просвещения, мы можем взять на себя обязанность глубже проникнуть в эту тему, чтобы понять каков фундамент нашей современной культуры.

Когда в начале XVII века начала формироваться современная научная теория, свободная от отвлечённого теоретизирования и основанная на эмпирическом подходе, это повлияло не только на физическую сторону жизни человечества, но и положила начало формированию общественного мышления, повлиявшего на всё общество, включая жизни людей, далеких от научных дисциплин. Открытие возможностей человеческого разума заставило нового человека прийти к отказу от религиозных, сословных и иных, не основанных на принципах рационализма, ограничений. В совокупности эти факторы вместе с разработкой научного метода привели в дальнейшем к научной революции и сформировали ряд интеллектуальных движений, различных, но имеющих общую суть.

Появилось мнение о естественных правах человека, отличных от ранее существовавшего взгляда о божественной природе сословных различий. Несмотря на то, что движение просвещённого абсолютизма подразумевало централизованную власть, монархи XVIII-XIX вв. разделявшие взгляды Просвещения, утверждали, что правят ради блага своих подданных. Что в свою очередь приводило к реформам, которые в теории должны были улучшить жизнь всех жителей ёстраны во главе которой стоял просвещённый правитель. Это включало в себя и разделение духовной и светской власти, вплоть до недействительности папских булл до утверждения их королём, как светским главой. В частности, в России на принципах просвещённого абсолютизма правила Екатерина II.

С признанием роли разума всё чаще стали проводиться публичные обсуждения и дебаты. Выросло количество людей проблематизированных вопросами политики, культуры, образования, и готовых их обсуждать. Что является для нас одним из важнейших нововведений эпохи, ведь на нашем мероприятии мы планируем заниматься именно этим — культурным обсуждением интересующих нас всех вопросов, чтобы прийти к неким интеллектуальным консенсусам и получить друг от друга новое понимание.

Общие принципы

Несмотря на то, что идея Просвещения объединила множество течений с различным мировоззрением и взглядами на политику, религию и природу человека, у них у всех них имеются некоторые общие принципы, которые мы и можем назвать основными принципами Просвещения.

Мыслители эпохи Просвещения формулировали вопросы развития человеческого мышления, как в интеллектуальном, так и духовном смысле, с целью оздоровления общества и улучшения качества человеческой жизни. Человек мог стать лучше через освобождение от собственной незрелости и освобождение от авторитетов, под которыми можно понимать религиозных идолов или социальных властителей.

Идея Просвещения предполагала, что по мере того, как разум постепенно очищается от пелены невежества, таинственный опасный мир окружающий человека становится ясным и управляемым. Человек узнаёт естественные законы Бытия, себя и природы, в которой становится всё меньше тайн. Это объединяло даже такие, казалось бы, различные направления, как эмпиризм и рационализм.

Согласно учению Джона Локка (1632-1704) мир познаётся эмпирически и именно познание делает человека личностью. Разностороннее, как духовно-интеллектуальное, так и физическое образование делает человека человеком. И в свою очередь английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) подверг критике старые методы познания, основанные на слепой вере и предрассудках. Единственно эффективное познание по Бэкону основано на субъективном опыте, что стало основной для учения эмпиризма, который в отличие от рационализма на передний план выдвинул опытное познание.

Рационализм же полагал, что человеческий разум может познать мир в его полноте, используя собственные внутренние возможности. Рене Декарт (1596-1650) использовал математический метод познания и интеллектуальную интуицию, позволяющую познать суть вещей без обращения к чувственному опыту. По его теории познаваемое раскладывается на простейшие части от сложному к простому и истиной можно считать только ясное и отчётливо понимаемое. Чувственно-познанное же до конца считаться ясным и отчетливым не может. Идею интуитивного познания продолжил развивать нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), считавший что высшим методом познания можно считать свободное от внешних обстоятельств и причин мышление, даже более эффективное, чем познание путём логических размышлений.

Оба метода, как эмпирический, так и рационалистический отличались от идеи познания через опору на авторитеты в том числе божественные.

Благодаря значительному отделению светского общества от церкви, произошёл переход к большему количеству светской направленности в искусстве. Оно приблизилось к реальной жизни и стало повествовать о повседневной жизни современников. Отсюда и развитие такого жанра, как сатира, иронически демонстрирующей актуальные для читателя и зрителя явления в XVII веке, хотя бы, в тех же пьесах Мольера, получила распространение в XVIII. Общая же идеологичность взглядов просвещения отразилась на пропагандистских моментах, вроде протеста против сословных предрассудков и в стремлении просветить человека. Распространение образования увеличило число возможных потребителей знаний. Французский философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784) реализовал масштабный проект «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел», тома которого Дидро издавал в течении практически тридцати лет с 1751 по 1780 гг. В создании энциклопедии принял участие ряд известных представителей эпохи просвещения, включая Жан-Жака РуссоВольтера и др.

Идеи эпохи Просвещения повлияли на театральное искусство. В драматургии появились, новые герои и персонажи, на первый план вышел интерес к жизни среднего класса, буржуазно-мещанской прослойке, противопоставляющийся дворянству, так же, как и представители народа. Слуги, бывшие глуповатыми персонажами пьес о “простых людях”, превратились, в разумных, сообразительных и зачастую более высокоморальных, чем “погрязшие в пороке представители дворянства”. Пьер Карле́ де Шамбле́н де Мариво́ (1688-1763) преобразовал героев комедии дель арте — шаблонных слуг-“дзанни”, вроде Арлекина, в сложных, обладающих индивидуальностью, личностей. В “Женитьбе Фигаро” (1784) Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) вывел противостояние между порочным дворянином и его слугой, который выступает против того, чтобы “хозяин” покушался на его невесту. И именно слуга одерживает победу в моральном противостоянии, фактически прямо говоря господину и зрителям, что человек благородного происхождения не стоит выше цирюльника, рабочего, крестьянина или кого угодно, только по праву рождения. Более того главный герой пьесы Бомарше утверждает, что благодаря его опыту и уму он стоит выше, нежели благородный господин, которому не пришлось прилагать усилий ради достижения благ, что он имеет. И то, что пьеса заканчивается победой именно Фигаро, подтверждает, что для человека эпохи Просвещения, действительно, ум и труд могут быть более ценными, чем происхождение.

Эпоха Просвещения способствовала появлению нового типа музеев — открытых обществу, что отличало их от закрытых частных коллекций, доступных только их владельцам.

Первый музей современного типа открылся в Британии в 1753 г. Его основателем стал король Георг I, а в основу коллекции легло собрание предметов искусства и древностей сэра Ганса Слоана, содержавшее порядка 71 000 экспонатов. Сэр Слоан, беспокоясь о будущем своей коллекции, после своей смерти, завещал её королю с целью сохранения таковой. Георг I присоединил к коллекции сэра Слоана Конторскую и Харлейскую библиотеки, тоже ранее бывшие частными собраниями. В 1757 г. к ним присоединилась «Старая королевская библиотека», собиравшаяся самими монархами. Таким образом, Британский музей стал и обширной библиотекой, содержавшей библиографические редкости и древние рукописи.

В 1793 г. под влиянием французской революции музеем стал Лувр, в котором на момент основания уже было 2500 картин, собранных Франциском I и Людовиком XIV. Первым директором музея (1804 г.) был барон Денон Доминик Виван-Денон, который сопровождал Наполеона в Египетском походе и был египтологом-любителем. Благодаря ему, коллекция Лувра пополнилась египетскими древностями и другими произведениями искусства со всей Европы, за которыми он ездил лично.

Страны Европы

В этом разделе мы представляем вашему вниманию статьи, созданные волонтерами Государственного Эрмитажа и посвященные истории и принципам эпохи Просвещения в странах Европы. Каждая статья написана жителем описываемой им страны. Таким образом мы постарались дать вам информацию из первых рук — от людей, изучавших историю своих стран изнутри. Эпоха Просвещения продолжает оказывать влияние на жизнь и возможность получения образования в этих странах сегодня.

Великобритания.

Английская гражданская война (известная, как Английская революция) 1642-51 гг., которая велась между сторонниками монархии и сторонниками парламента, часто указывается в качестве отправной точки для британского Просвещения. Война наглядно продемонстрировала характерное для мышления эпохи Просвещения почитание разума, поскольку выбранное правительство боролось против короля, утверждавшего, что он избран Богом. Политические потрясения, вызванные этой войной, вдохновили Томаса Гоббса (1588 — 1679) на написание его самой известной работы «Левиафан» (1651), в которой он поднимал такие темы, как равенство людей и необходимость общественного договора между государством и его гражданами. Эти идеи позже были развиты другими ключевыми мыслителями просвещения, такими как Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) и Джон Локк (1632 — 1704). Эти идеи, вытекающие из конституционных изменений, вызванных войной, в ходе которой власть монархии была уменьшена, и сегодня занимают центральное место в британской политической системе.

Другой важной фигурой английского Просвещения была Мэри Уолстонкрафт (1759-1797), которая выступала за общество, основанное на разуме и равных правах мужчин и женщин. Ее самая известная работа, «Защита прав женщины» (1792) считается одним из самых ранних и наиболее значительных феминистских текстов и продолжает вдохновлять феминистские движения как в Великобритании, так и во всем мире. Уолстонкрафт также известна, как мать писательницы Мэри Шелли, написавшей знаковую работу “Франкенштейн, или Современный Прометей”, поднимающей тему того, что в действительности значит быть человеком.

Несмотря на объединение Англии и Шотландии в 1707 году, Просвещение в этих двух странах развивалось разными путями. Считается, что Шотландское просвещение было более плодовитым и влиятельным не только в Шотландии, но и по всей Европе и в Америке. Например, работы шотландского философа Дэвида Юма (1711-1766), в частности его «Трактат о человеческой природе», в котором утверждалось, что человек может быть понят наукой и разумом, стали центральными для просветительского мышления во многих странах. Действительно, великий французский мыслитель Вольтер (1694 — 1778) утверждал, что “мы обращаемся к Шотландии за всеми нашими идеями цивилизации”. Эдинбург был центром шотландского просвещения и принимал многочисленные интеллектуальные общества в течение XVIII века, такие как, например, «Благородное общество совершенствователей сельскохозяйственных знаний в Шотландии» и «Философское общество совершенствования Искусства и Наук и Особенно Знаний о Природе». Если сравнивать с ограниченным английским Просвещением, в шотландском варианте подчёркивается важность законов перед прецедентами. Это различие связано с различными правовыми системами, действующими в Англии и Шотландии: английская система общего права позволяет прецедентам решать дела, в то время как в Шотландии используется система гражданского права, означающая, что дела решаются на основе кодифицированных принципов. Таким образом, различное развитие просветительской мысли в двух странах все ещё очевидно в современной британской правовой системе.

Система образования в современной Великобритании является одним из основных барьеров на пути к социальной мобильности и действительно равноправному обществу. Стране, которая гордится тем, что является одним из мест рождения современных демократии и системы социального обеспечения, не хватает системы образования, которая бы могла должным образом заниматься воспитанием каждого ребёнка.

Британия остаётся глубоко классовым обществом. Это система, которая пронизывает все аспекты британской жизни, и семена которой, возможно, посеяны ещё в школе. Архаичный институт частных школ в Великобритании является одним из самых больших барьеров на пути к равному образованию для всех. Хотя многие справедливо утверждают, что родители должны иметь выбор, куда отправлять своих детей в школу, нельзя отрицать, что деньги определяют возможности для детей с самого раннего возраста.

Британские школы оцениваются на основе результатов национального экзамена, который сдают их студенты, а затем помещаются в «таблицу лиги». Это оказывает огромное давление на школы и учителей. Это часто означает, что студентов учат сдавать эти национальные экзамены методом, который учителя называют “кормить с ложечки”. Студенты делают до 20 работ по каждому предмету, чтобы они могли получить представление о том, что именно спросят экзаменаторы и как нужно ответить. Это не оставляет места для творчества в обучении и преподавании. Студентов учат, что думать, а не как думать. Было бы трудно обвинять школы в том, что они работают таким образом, когда вся система создана для того, чтобы препятствовать свободному обучению. В классах в которых может быть до 45 учеников, невозможно преподавать сложную учебную программу, контролировать класс и прививать любовь к обучению.

Частные школы не включаются в “таблицы лиги”, потому что они сдают другие экзамены и в результате оказываются полностью свободными от этого давления. Учителя могут имеют возможность выслушивать идеи своих учеников, обсуждать новые концепции и помогать в разностороннем развитии.

Студенты частных школ составили в 2018 году 42%, 37% и 37% соответственно среди студентов Оксфорда, Кембриджа и Дарема, традиционно трех лучших университетов страны. Для сравнения — только 6% школьников посещают частную школу. Интервью, которое директор итонской школы дал газете Times, прекрасно иллюстрирует причину этого явления.

Он рассказал о своем бывшем студенте, которому предоставили возможность поступить на исторический факультет в Оксфордском университете при условии, что он получит пятерку за государственный экзамен. Когда студент открыл свою экзаменационную работу, он обнаружил, что ему не нравится, как сформулирован вопрос, и поэтому, вместо того, чтобы ответить, он написал (блестящее) эссе, объяснив, почему вопрос был неправильным, написав то, каким он должен быть, и рассуждая, почему именно этот вопрос был задан. Он не ответил на сам вопрос и поэтому получил двойку — самую низкую оценку. В результате он потерял место в Оксфордском университете. Его школа знала, насколько он талантливый студент, поэтому выкупила экзаменационную работу у совета и отправила ее в Оксфорд. Когда Оксфорд получил экзаменационную работу, университет согласился, что мальчик заслуживает места, даже если она не соответствовала требованиям к поступающим.

Мало того, что у студента государственной школы не было бы такой возможности, он никогда бы и не осмелился сделать что-то подобное на экзамене. Школьника государственной школы учат отвечать на поставленный перед ним вопрос, а не критически заниматься своим предметом. Студент такой школы знает, что никто не будет бороться за него, если он завалит экзамен. И, пожалуй, самое главное — государственный школьник знает, что второго шанса у него больше не будет.

Мальчик же из частной школы понимал, что он может не сдать свой экзамен, и ему не придется столкнуться с последствиями. Фактически, он был вознагражден за то, что сделал именно то, чего его сокурсников из государственных школ специально учат не делать. Речь идет не о том, чтобы заставить частные школы учить своих учеников сдавать экзамены, а о том, чтобы предоставить государственным школам ресурсы для более продуктивного и творческого обучения.

Франция.

Lumières — французское слово означающее Просвещение, отсылает нас к интеллектуальному, философскому и культурному движению XVIII века. Его участники стремились к борьбе против мракобесия, иррациональности и суеверий, а также выступали против преследований политически и религиозно инакомыслящих. Эпоха Просвещения началась после смерти Людовика XIV (1715) и окончилась вместе с французской революцией.

Можно выделить характерные признаки этого движения во Франции.

  • Поднятие вопросов о сущности жизни.
  • Призыв к терпимости.
  • Важность воспитания и образования для возвышения души: они путь к истинным свободе и счастью.
  • Критика самодержавия (король в те времена обладал всеми полномочиями: исполнительной, законодательной и судебной властью).
  • Обличение религиозного мракобесия и власти духовенства.

Исторический контекст Просвещения:

  • Череда экономических кризисов вызвавших народные протесты.
  • Зарождение класса буржуазии, который становился всё богаче (начало капитализма).
  • Появление салонов и кафе, в которых собирались интеллектуалы для обсуждения философских вопросов (например: Le Procope, Mme Tencin’s salon, Mme Lambert’s salon, и пр.)
  • Политическая нестабильность: Людовик XV пытался реформировать политическую систему, но на него оказывало давление дворянство, желающее сохранить свои привилегии.
  • Появление политического самосознания в среде интеллектуалов, которые видят себя проводниками народа, желая распространять свет разума (отсюда выражение «просвещение» для описания этого движения)

Фигура интеллектуала:

Философ представлял собой одну из ключевых фигур эпохи Просвещения. Среди наиболее известных мыслителей эпохи можно назвать МонтескьеВольтераДидроРуссо и Гольбаха. Они рассуждали на основные темы своего времени и выступали за использование разума. Знаменитая фраза Дидро лучше всего описывает интеллектуала, как «благородного человека, ко всему подходящему с позиции разума». Учёные, такие как Лавуазье или Кондорсе, также играли центральные роли среди просветителей.

Энциклопедии:

В эпоху Просвещения во Франции появились энциклопедисты. С 1751г. Дени Дидро и Жан ле Ронд д’Аламбер начали издавать «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» — работу написанную группой французских мыслителей и философов (Дидро, Монтескье, Вольтер и Руссо и прочие), распространявших иди Просвещения. Целью Энциклопедии было предоставить широкий доступ к научным и нравственным знаниям, что также соответствует новому пути поощрения человека к свободе через образование и воспитание.

Литературные кафе и салоны:

Литературные кафе были особенностью французского Просвещения. Художники, критики, писатели и поэты встречались в них, чтобы поговорить о культуре и, иногда, представить свои работы. XVIII век также стал свидетелем развития так называемых «литературных салонов», где интеллектуалы с различными точками зрения обсуждали широкий круг вопросов. Женщины играли центральную роль в этом феномене “литературных салонов”, где нужно было «быть представленным», чтобы иметь возможность принимать участие в интеллектуальных собраниях.

Французская революция:

Идеи движения Просвещения оказали глубокое влияние на Французскую революцию в отношении таких идеалов, как свобода и равенство. Анализируя влияние Просвещения на французскую революцию, можно также подвергнуть сомнению границы этого культурного движения, поскольку некоторые из центральных фигур периода террора, отличавшегося высоким уровнем насилия, находились под влиянием просветителей (например Робеспьер, который очень интересовался работами Жан-Жака Руссо).

Гуманизм:

По факту многие идеи просветителей берут своё начало в ренессансном гуманизме — европейском культурном и художественном движении эпохи Возрождения, имевшем место в Европе XV-XVI веков. Вера в прогресс, в Человека, интерес к разного рода знаниям и повторное открытие древней литературы — характерные черты гуманизма.

Главные фигуры: Рабле (Гаргантюа и Пантагрюэль), Томас Мор (Утопия), Монтень.

Многие мыслители полагают, что Просвещение является новым Гуманизмом прежде всего по причине, что авторы гуманизма ставили превыше всего достоинство человека.

Зародившись в Италии в XIV-XV вв, Гуманизм распространился по Европе. Например, в Германии энтузиазм в отношении толерантности и культуры достиг апогея в XV веке с такими мыслителями и философами, как Йоханнес Рейхлин.

Во Франции начало Гуманизма ознаменовал богослов и философ Жан де Жерсон, и идеи движения распространились вместе со Шартрской школой (известной своими комментариями к Платону). Развитие типографского дела значительно способствовало распространению новых идей и возможностей для обучения латыни, греческому языку и ивриту, а также созданию Королевской академии читателей имени Франциска I.

Сходство между Гуманизмом и Просвещением:

— Политическая позиция — каждое правительство должно установить свободу вероисповедания, искать вариант лучшего общества и лучшего правителя.

— Критическое отношение к мракобесию, суевериям, астрологии, народным верованиям.

— Прославление разума и научного мышления: подход строгой верификации, поиск истины с помощью фактов, а не помыслов и веры (от перевод.: см. Фрэнсис Бэкон?)

— Концепция человека и человеческого достоинства: осуждение бесчеловечного поведения (пытки, рабство). Изобретение понятия чувства собственного достоинства и уважения личности.

Основные различия между Гуманизмом и Просвещением:

  1. Гуманизм.

Религиозная критика суеверий Возвращение к истокам, изначальной религии.

Желание примирить разум и религию, Евангельское послание и древних авторов (античные философы?), религиозный синкретизм. Научное содержание языческих времён смешано с религиозным содержанием.

2. Просвещение.

Крайняя форма религиозной критики. Просвещение добавляет к критике суеверий критику основной религии, напр. Лахотан восхваляет атеизм в своих диалогах (см. сделать сноску — барон де Лахотан — диалоги с вождём индейцев — Гуронов по имени Адарио, противопоставление несправедливого христианства свободе и справедливости индейцев. естественная природа человека)

Основные фигуры и их работы:

  • Вольтер (Франсуа́-Мари́ Аруэ́): Философский словарь 1764 г. — энциклопедический словарь, в котором автор выступает с критикой нетерпимости Католической Церкви и поднимает вопрос свободы слова.
  • Жан-Жак Руссо: Об общественном договоре 1762 г. — в своей работе Руссо критикует идею о божественном праве королей и выступает за народный суверенитет.
  • Шарль де Монтескьё: О духе законов 1748 г. — эта работа охватывает такие темы, как политическая свобода, закон и прекращение рабства.
  • Дени Дидро: в первую очередь Энциклопедия 1751-1772 (см. подробное описание ниже) — главное произведение эпохи Просвещения и символ того периода.

Германия:

Эпоха Просвещения принесла много перемен и потрясений и задала курс на «современный мир» и сейчас для нас вполне логично звучит девиз Просвещения «Sapere Aude!» (в немецкой интерпретации: «Имейте смелость использовать свой интеллект!»)

Просвещение — это период между XVII и XVIII веками, характеризующийся интеллектуальным развитием, использованием знаний и новых представлений для поиска ответов на вопросы и устранения сомнений, предрассудков и ложных предположений. Просвещение началось в Англии, Франции, Нидерландах, а затем пришло в Германию.

Культурно-историческое развитие Германии в 18 веке существенно отличалось от других европейских стран. После тридцатилетней войны число земель в Германии достигло 360, а мелкий абсолютизм, который существовал на немецких землях, не смог взять на себя задачу объединения страны под единой властью. Немецкая культура, таким образом, тоже была полицентричной, повсюду создавались собственные культурные центры — театры, библиотеки, коллекции живописи и скульптуры.

Немецкая буржуазия, бюргерство, была экономически слаба, политически принижена, что нашло отражение во многих произведениях немецких просветителей. В то же время, многие бюргеры были хорошо образованы, создавали дома-салоны, в которых размещались коллекции произведений искусства, проходили концерты и дискуссии о литературе, искусстве и философии.

Перед немецким Просвещением стояли важные политические задачи. Создание единой немецкой культуры и искусства были единственным способом для объединения всех немецких государств.

Немецкое Просвещение заботилось об образовании и воспитании — в связи с идеями Платона о том, что сильное и жизнеспособное государство может существовать только при наличии правильной системы образования и воспитания.

Общая картина развития литературных течений была достаточно разнообразной — в ней сочетались барокко, классицизм, сентиментализм, рококо и образовательная поэзия.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

С Лейбница началась философская «подготовка» Просвещения. Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716), родившегося в благочестивой лютеранской семье, многие считают отцом немецкого просвещения. В 1661 году он поступил в Лейпцигский университет в качестве студента-юриста и вскоре познакомился со всеми научными мыслителями, занимающимися пересмотром европейских идей, включая Галилея, Томаса Хоббса, Рене Декарта и Фрэнсиса Бэкона. В последующие годы Лейбниц разработал метафизическую философию, которая пыталась гармонизировать это новое обучение с его собственной жаждой истины. В конце концов, этот поиск привел к поразительно оригинальной философии. Его поиски философской истины, не зависящей от традиционной религии, вдохновляли других важных немецких мыслителей в эпоху Просвещения.

Лейбниц представлял себе мир, свободный от ограничений традиционной христианской теологии, и, хотя его идеи привлекали приверженцев среди философов и авторов в Германии XVIII века, они были противоречивыми.

Дополнительное вдохновение для новых немецких литературных форм также дали английские литературные произведения восемнадцатого века. В эти годы немецкие интеллектуалы жадно читали труды Даниэля ДефоДжозефа ЭддисонаДжонатана Свифта и многих других. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего восемнадцатого века. Политические труды французского и британского Просвещения были еще одним источником вдохновения. Переводы многих из этих произведений были сделаны в Германии относительно быстро, что сделало английскую художественную литературу и европейскую политическую литературу доступной для немецкого общества. Среди тех, кто вдохновлялся английской литературой, Иоганн Кристоф Готтчед (1700-1766) и Фридрих Готтлиб Клопсток (1724-1803) сыграли особую роль в создании новых литературных форм как в театре, так и в поэзии. В Лейпциге Готчед работал над созданием новых канонов театра своего времени, помогал формулировать правила качества и содержания литературы, а его последователи создавали новые каноны, изучая и подражая произведениям Джона Милтона и других английских писателей. Клопсток был одним из них, и наибольший вклад в немецкую литературу он внес в 1749-1773 гг. своей поэмой «Мессиада«. Когда в 1749 году появились первые три песни поэмы, они вызвали большой ажиотаж. Они имели ту же поэтическую структуру, что и «Потерянный рай» Мильтона, и подобно этому произведению, были написаны гекзаметром. Эмоционально утонченные, они помогли сделать своего автора одним из ведущих поэтов своего времени.

Готтольд Эфраим фон Лессинг (1729-1781)

Пожалуй, величайшей литературной личностью середины века в Германии был Готтольд Эфраим фон Лессинг (1729-1781), литературный критик, который также писал драму, прозу и стихи. В своих пьесах Лессинг помог создать драму «среднего класса», так называемую “буржуазную трагедию”, в которой отражались проблемы буржуазного городского общества Германии. Раньше было принято, что главными героями трагедий были исключительно дворяне. Лессинг же поставил буржуазию в центр своих пьес. Он поставил несколько комедий, прежде чем его работа приобрела более откровенно философский тон. Его творчество было посвящено поиску рациональной истины и толерантного общества, свободного от религиозного фанатизма. Его драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779), в которой говорилось о том, что три великие мировые религии, ислам, христианство и иудаизм, схожи в своей этике, вызвала полемику. Его призывы к терпимости, особенно к евреям Германии, также были необычными для того времени. Но, несмотря на критику его творчества, Лессинг оставался до самой своей смерти абсолютно уверенным в своей вере в человечество.

Основные периоды Просвещения в Германии

  1. 1690-1720-е годы — философская «подготовка» Просвещения — деятельность Лейбница который многими считается отцом немецкого просвещения

2. 1730-40s — Появляются первые немецкие романы в духе сентиментализма.

3. 1750-е и 60-е годы. Это «эпоха Лессинга». Он продолжает борьбу за немецкий национальный театр, создаёт основы буржуазного драматического жанра (Эмилия Галотти) и призывает к терпимости (Натан Мудрый).

4. 1770-80-е годы. Зрелый период немецкого Просвещения с Лессингом, как самым известным представителем эпохи. Но главным движением становится «Буря и натиск”. Это немецкий вариант европейского сентиментализма, связанным с немецким романтизмом. Первый период творчества Гете и Шиллера, двух самых известных писателей этой эпохи.

Просвещение в России

Русское Просвещение

Начиная с XVIII века принципы Просвещения начали активное проникновение в российское бытие, в первую очередь повлияв на развитие российских образования и культуры. Если при Петре I началось активное формирование новых культуры, науки и образования, призванных уравнять интеллектуальные и духовные возможности русских с Европой, то в дальнейшем идеи Просвещения начали проникать в российскую жизнь уже из первоисточников.

После образовательных проектов Петра I, особый вклад в раннее становление русского Просвещения оказал граф И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны. Будучи сам обладателем прекрасной библиотеки, содержащей в том числе работы французских писателей-просветителей, он оказал влияние на открытие Московского университета и Императорской Академии художеств. Шувалов оказывал покровительство М.В. Ломоносову. Причём его секретарь Теодор-Анри де Чуди был редактором журнала «Le Cameleon litteraire» (литературный хамелеон), в котором печатали современных писателей, включая Вольтера.

Серьёзное развитие просвещенческих идей произошло при Екатерине II, чей интерес к Просвещению был не только общественным, но и личным. Императрица поддерживала личную переписку с Вольтером и Дидро. Причём это привело к тому, что последний в итоге занимался в Европе закупкой предметов искусства для коллекции Эрмитажа.

Невзирая на факт главенства самодержавия в России Екатериной II проводились реформы, призванные изменить государственное устройство, установив новые законы регулирующие российскую жизнь. Иерархический порядок теперь опирался на законодательную базу, разработанную деятельностью Уложенной комиссии 1767-1768 гг. Написанный лично императрицей “Наказ” опирался на работы зарубежных мыслителей вроде Дидро, Монтескьё и пр. и содержал принципы просвящённого абсолютизма.

Воспитание новых граждан по инициативе Екатерины II должно было вестись с рождения. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо о том, что личность человека зависит от окружения, она разработала новые педагогические методы, призванные формировать патриотичных, преданных монархии людей. Так что можно сказать, что императрица использовала принципы Просвещения, как для развития России и направления её по европейскому пути, так и и для укрепления самодержавия и тех моментов “старого порядка”, от которых правящий класс не готов был отказаться. В частности, идея о всеобщем равенстве по своей природе не нашла поддержки в России из-за чего, в частности, продолжило существовать крепостное право.

Помимо умеренных реформ поддерживаемых и вводимых властью существовали и такие сторонники радикальных изменений, включавших отмену крепостничества, как Н.И. Новиков, который используя средства масонства, открывал типографии, занимался изданием старинных рукописей (ратуя за возрождение интереса к русской культуре), открыл педагогическую семинарию и пр. Треть выходивших в стране за время его активной деятельности книг и журналов выпускались в его типографиях, и предназначались, к слову, не только для высшего общества, но и для мещан. Он основал первую в Москве публичную читальню, предоставил к ней свободный доступ. Занимаясь благотворительностью прилагал усилия, чтобы прокормить в голодные 1786-87 гг. умирающих после неурожайных сезонов людей. Достаточно жёсткая критика в адрес императрицы Екатерины II и двора привела к тому, что, в конечном итоге, Новикова посадили в Шлиссельбургскую крепость, откуда он вышел досрочно по указанию Павла I, проведя за решёткой четыре года вместо пятнадцати.

Писателем и философом выступающим за ценность эмпирического познания был А.Н.Радищев. Будучи согласным с европейской идеей о естественных правах человека он, однако, не противопоставлял культуру и природу, подобно западным просветителям, считая что таковые в совокупности взращивают человеческую личность. Знаковое произведение Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” содержало рассуждения о правах человека и крепостничестве, вызвавшие очевидное недовольство у власти, самодержавие которого осуждалось автором. В итоге он провёл в ссылке 6 лет, вплоть до воцарения Павла I. Уже при Александре I работал над “Всемилостивейшей жалованной грамотой”, — отклонённой в итоге, но обсуждавшийся конституционный проект, закреплявший права личности для всех граждан Российской империи со свободой слова, вероисповедания и пр. Несмотря на то, что крепостное право во всей России было отменено только в 1861 г. при Александре II, ещё при Александре I произошло смягчение положения крестьян. Государственные (т.е. не крепостные, закреплённые за помещиками) крестьяне получили право покупать землю и гарантию от их закрепощения.

Просвещенческие идеи в России, нашли выражение и в соответствующем их духу образовании. В 1810 г. Александр I подписал указ об учреждении Императорского Царскосельского лицея. За шестилетнее обучение в нём дети из благородных семей получали разностороннее образование, как интеллектуальное, так и творческое, и физическое. Телесные наказания не допускались, что соответствовало общей гуманистической направленности обучения, зато приветствовался диалог между учителем и учеником. Обучение предполагало и нравственное воспитание. Упор делался на подготовку будущих выпускников к государственной службе (и военной для отдельных учеников), что подразумевало воспитание высокоморального, ответственного человека, чувствующего свою ответственность перед людьми и родиной.