Положение о конкурсе компьютерной графики и анимации

«Рождение Эрмитажа»

konkurs

Конкурс «Рождение Эрмитажа» проходит в рамках празднования 250-летия Государственного Эрмитажа в 2014 году, и посвящен проходящей в залах музея выставке «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества».

Цель конкурса: развитие творческих способностей детей, углубление взаимодействия, а также международного и межмузейного сотрудничества на уровне образовательных и молодёжных волонтёрских программ.

Задачи конкурса:

  • Выявление и поддержка творчески одарённых детей
  • Обращение подрастающего поколения к истории и искусству
  • Умение использовать источники информации в своей работе
  • Привлечение внимания детей и юношества к истории и традициям Эрмитажа
  • Вовлечение детей и юношества в празднование 250-летия Эрмитажа

Условия конкурса:

Сроки проведения конкурса: 7 декабря 2014 года — 31 марта 2015 года

Работы принимаются в номинациях:

  • Компьютерная живопись и графика
  • Мультимедийное представление (PowerPoint и другие)
  • Flash- и Gif-анимация
  • Видео

К работе прилагается следующая информация: название работы, имя и фамилия автора, возраст, учебное заведение (№ группы), город, страна. В папке с работой указать класс и школу, имя и фамилию преподавателя, контактную информацию (e-mail, телефон).

Требования к работам:

  • Графические работы принимаются в форматах:jpg, gif, bmp. Объём файла не должен превышать 1МБ
  • Мультимедийные презентации должны содержать не более 10 слайдов
  • Продолжительность анимационного или видео- ролика не должна превышать 1 минуты

Предоставление исходника (файла *psd, fla, ppt, pptx, pdn и т.п.) является обязательным. Каждая работа предоставляется в электронном виде в отдельной папке (архив rar или zip). Имя папки — Ваши Фамилия и Имя В папке с работой в текстовом файле анотация.txt указать школу, класс, свой электронный адрес, телефон, имя и фамилию преподавателя, № группы в УЦВТ. В имени файла работы указываются фамилия, имя и возраст автора, № учебной группы, название работы. Например, Котов Иван — 13 лет — КО115 — эрмитаж.bmp. В нижней части работы необходимо указать Имя и Фамилию автора.

Сроки приёма работ:

до 28 февраля 2015 года

Приём работ проходит по электронной почте: pobeda@znaem.org, hermitage.competition@gmail.com, а также на учебных площадках Академии (тел. 612-11-22) и в офисе Службы волонтеров (тел. (812) 710-98-76).

Подведение итогов конкурса:

Жюри определяет победителей конкурса до 20 марта 2015 года,

Лучшие работы будут представлены на дисплеях в залах Государственного Эрмитажа, а победители награждены.

Темы конкурса:

1. История зданий и архитектура Эрмитажа. Утраченные апартаменты Зимнего дворца

Участникам предлагается создать композицию, изображающую интерьер или рассказать об этапах строительства и развития архитектурного ансамбля музейного комплекса, проследить этапы формирования дворцовых интерьеров. Возможно изобразить историю возникновения Эрмитажей, анимировать жизнь первого музейного павильона «Эрмитаж» с подъемным столом, сравнить с другими Эрмитажами в России или за рубежом.

2. Эпоха Просвещения: великие просветители — советники Екатерины II

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века. В этот период возник Московский университет, Публичная библиотека, Академии Художеств; Русский для представления комедий и трагедий театр, Эрмитажный театр, Большой (Каменный) театр; новые издательства. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к идеям Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, Гриммом, Троншеном. По вопросам искусства и приобретений для Эрмитажа императрица советовалась с Фальконе, Голицыным, Шуваловым, Мусиным-Пушкиным и другими. Участникам предлагается создать работы о знаменитых просветителях и советниках Екатерины II, повлиявших на создание Эрмитажной коллекции, реконструировать исторический период, стиль, архитектуру, интерьер, одежду данного периода.

3. Светская жизнь: балы, приемы, церемонии

В Зимнем дворце при Екатерине Великой установились свои традиции. По воскресеньям устраивались балы, в понедельник давалась французская комедия, вторник был днём отдыха, в среду играли русскую комедию, в четверг — трагедию или французскую оперу, за которой следовал выездной маскарад. В пятницу маскарады давались при дворе, а в субботу опять отдыхали. Участникам предлагается представить жизнь двора XVIII века, церемониал и дворцовый этикет, рассказать об истории и атмосфере эрмитажных собраний, как особой форме светского поведения, ориентированной на обязательные занятия литературой, искусством, любительским театром. Правила поведения в Эрмитаже, составленные Екатериной, прольют свет на характер времяпровождения его первых посетителей.


  • Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги.
  • Местничество и спесь, или тому что-либо подобное, когда бы то случилось, оставить у дверей.
  • Быть веселым, однако ж ничего не портить, не ломать и ничего не грызть.
  • Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, несмотря ни на кого.
  • Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих, там находящихся, уши или головы не заболели.
  • Спорить без сердца и без горячности.
  • Не вздыхать и не зевать, и никому скуки или тягости не наносить.
  • Во всяких невинных затеях, что один вздумает, другому в том не препятствовать.
  • Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выходу из дверей.
  • Сору из избы не выносить, а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое – прежде, нежели выступить из дверей. Если кто противу вышеписанного проступится, то по доказательству двух свидетелей за всякое преступление всякий проступившийся должен выпить стакан холодной воды, не исключая из того и дам, и прочесть страницу «Телемахиды». А кто противу трех статей в один вечер проступится, тот повинен выучить шесть строк из «Телемахиды» наизусть. А если кто противу десятой статьи проступится, того более не впускать.

Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803) — русский дипломат, действительный тайный советник, камергер, человек энциклопедических знаний. Голицын был другом Вольтера и Дидро, являлся доверенным лицом Екатерины. Благодаря Голицыну Эрмитаж пополнился многими замечательными произведениями. Одна из самых выдающихся покупок Гмитрия Алексеевича — знаменитое полотно Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына», приобретённое в 1767 году в Париже.

Андрей Петрович Шувалов (1742-1789) — блистательный деятель екатерининской эпохи: сенатор, действительный тайный советник, управляющий банками, Санкт-петербургский губернский предводитель дворянства, любитель истории, писатель и переводчик. Благодаря ему началось формирование скульптурной коллекции, вошедшей впоследствии в собрание Эрмитажа.

Алексей Семёнович Мусин-Пушкин (1730-1817) — русский дипломат, сыграл роль посредника при покупке Екатериной II в 1779 году знаменитой галереи выдающегося английского государственного деятеля сэра Роберта Уолпола, располагавшейся в его резиденции Хоутон-Холл. Собрание Уолпола пополнило Эрмитаж работами самых прославленных европейских живописцев разных школ.

Вольтер (1694- 1778) — великий французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист. В течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. К числу его корреспондентов принадлежали прусский король Фридрих II и российская императрица Екатерина II. Императрица называла себя «ученицей Вольтера». После смерти Вольтера Екатерина II приобрела библиотеку у наследников писателя. Гоставка библиотеки в Петербург была осуществлена на специальном корабле осенью 1779 года, она состояла из 6 тысяч 814 книг и 37 томов с рукописями. Первоначально библиотека Вольтера была размещена в Эрмитаже. При Николае I доступ к ней был закрыт; только А. С. Пушкин по особому распоряжению царя был туда допущен в ходе его работы над «Историей Петра». Благодаря своей осведомленности в вопросах искусства и знанию художественного рынка Европы Вольтер оказывал большое влияние на формирование Эрмитажного собрания.

Дени Дидро (1713-1784) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, автор и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Глительное время императрица переписывалась с писателем. Приобретя библиотеку Дидро из 3 тысяч томов, Екатерина оставила книги в его пожизненном пользовании, назначив писателя своим почётным библиотекарем. Дидро помогал российским представителям в Европе покупать для Эрмитажа лучшие картины и гравюры, он же рекомендовал Екатерине скульптора Фальконе для работы над памятником Петру I. К 1773 году Дидро принял решение приехать в Петербург, остановился особняке Л. Нарышкина на Исаакиевской площади. Екатерина II часами проводила время в беседах с ним об искусстве. Вместо запланированных двух месяцев Дидро провёл в России целых пять.

Фридрих Мельхиор Гримм (1723–1807) — немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат, многолетний корреспондент императрицы Екатерины II. Их переписка (на французском языке) опубликована и является ценным источником. Гримм прибыл в Петербург, понравился Екатерине и получил приглашение остаться в России, которое отклонил. А когда посетил Петербург вторично, после многолетней переписки, императрица проводила в беседах с ним долгое время. В 1792 г. Гримм был назначен русским резидентом в Готу, а позже — в Гамбург. Будучи официальным комиссионером императрицы по покупке различных произведений искусств, Гримм получал от нее множество наград.

Фридрих II (Фридрих Великий) (1712-1786) — прусский король. Покровитель наук и искусств, страстный коллекционер живописи. Вдохновленный идеями Просвещения, он приглашал к себе знаменитых учёных, философов и музыкантов, среди которых были: Христиан Вольф, Вольтер, Иоганн Себастьян Бах; отменил цензуру, учредил Королевскую оперу, основал Берлинскую Академию наук. На протяжении нескольких десятилетий Екатерина II поддерживала с Фридрихом дружественные отношения, при этом стараясь во всем его превзойти.

Иоганн Эрнст Гоцковский (1710-1775) — берлинский коммерсант, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, один из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. В 1755 году И.-Э. Гоцковский получил от короля поручение составить для него коллекцию картин старых мастеров. Через своих агентов в Европе он приобрел свыше 300 полотен. Однако Фридрих II был вынужден отказаться от приобретения всей коллекции из-за сложных финансовых обстоятельств. В 1756 году Пруссия вступила в Семилетнюю войну, в ходе которой понесла большие потери, казна была опустошена. Эта коллекция в 1764 году была выгодно приобретена Екатериной II и стала основой эрмитажного собрания.

Этьен Морис Фальконе (1716-1791) — французский скульптор. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Как Дидро и Вольтер, Фальконе являлся одним из основных советников Екатерины в вопросах искусства и приобретения художественных произведений для Эрмитажного собрания.

Франсуа Троншен (1704-1798) — швейцарский государственный деятель, женевский коллекционер, чье собрание было приобретено Екатериной II для Эрмитажа. Он участвовал в приобретении картин из коллекции Кроза — одного из самых значительных пополнений Картинной галереи Эрмитажа за всю его историю. С этой коллекцией в императорский музей пришли такие шедевры, как «Юдифь» Джорджоне, «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта и др.

4. Хозяйка Эрмитажа

В памяти своих подданных и всего мира Екатерина II желала остаться великой императрицей после Петра Первого. Амбиции Екатерины II выражены в надписи на постаменте «Медного Всадника»: «Petro Primo Catharina Secunda». Табакерку с изображением Медного всадника она всегда держала у себя на рабочем столе. Известно, что Петра I начал собирательство в России; ему же принадлежит идея создания музеев, и им же были сделаны первые шаги для ее осуществления. Кроме того, перед глазами Екатерины были яркие примеры художественного собирательства Фридриха II и Августа III Саксонского. Рассказать о Екатерине II как о вдохновителе и непосредственном организаторе создания Эрмитажа, передать переживания, философию, мысли и чаяния русской императрицы.

5. Путешествие экспонатов

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II в 1764 году, с момента приобретения коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского. В нее входили полотна таких мастеров, как Гирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландские и фламандские мастера. Из 317 картин, прибывших в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже сохранилось, по меньшей мере, 96 полотен.

В 1769 году в Грездене была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля для Эрмитажа, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Грездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 году. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI–XVIII века. В их числе – «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка.

Импульсом к развитию собрания графики послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1768 году, в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке.

Значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Ещё одна коллекция могла бы украсить залы Эрмитажа, если бы не кораблекрушение судна «Фрау Мария», доставлявшего её из Голландии в Санкт-Петербург в 1771 году. Корабль затонул на глубине 41 метр недалеко от Аландских островов в Балтийском море. И по сей день не угасает надежда поднять около трехсот картин голландских мастеров с морских глубин.

Участникам предлагается рассказать об истории приобретения коллекций, путешествиях экспонатов, полных приключений и драматизма.

 Организаторы конкурса:

Служба волонтёров Государственного Эрмитажа (www.benevole.ru)

Автономная некоммерческая образовательная организация «Академия дополнительного профессионального образования» (www.znaem.org)

Научно-методический отдел Государственного Эрмитажа «Школьный центр»