Конкурс компьютерной графики и анимации: Эрмитаж в переломную эпоху

Произошедшие сто лет назад революционные потрясения вторглись в жизнь Зимнего дворца и Эрмитажа самым кардинальным образом. Революция, штурм, захват… Что же здесь происходило в те дни? Участие в нашем конкурсе даст вам возможность провести собственное исследование.

Темы конкурса

1. Преддверие революции.

  • 1913 год в фактах и цифрах.

Россия в 1913 году накануне Первой Мировой войны находилась на пике экономического развития. Почему же всего через несколько лет в государстве случились столь сильные потрясения? Найдите цифры и факты, которые свидетельствуют об экономической жизни России до и после революционных событий.

  • 1917 год в Зимнем дворце*.

В 1917 году Зимний дворец уже не был царской резиденцией. Царская семья окончательно переехала в Царское Село из неспокойной столицы накануне революции 1905 года. Первая Мировая война коренным образом изменила жизнь дворца. С 1915 года здесь разместился самый большой лазарет, носивший имя Наследника Цесаревича Алексея. Часть коллекции Императорского Эрмитажа и царские драгоценности были эвакуированы в Москву. 5 мая 1917 было образовано новое Временное правительство, а с 8 июля его возглавил А.Ф. Керенский, который въехал в Зимний дворец вместе со своим штатом и охраной. Залы дворца были заняты юнкерами, которые безжалостно обращались с обстановкой и предметами интерьера. А уже 24 октября 1917 г. в столицу был направлен 1-й Петроградский женский батальон для охраны Временного правительства. Исследуйте события 1917 года в Зимнем дворце и расскажите о них в своей работе.

2. Один день в истории.

Штурм Зимнего дворца — один из распространенных мифов из истории революции. Этот миф был создан не только революционными агитаторами, но и кинематографистами, поэтами, писателями, скульпторами и художниками, которые защищали идеи революции.

  • Мифы о «штурме» Зимнего.

Зимний дворец в фильмах о революции. Кинематографическая интерпретация (выбрать и представить эпизоды из фильмов). Взятие Зимнего в живописи. Найдите картины, рассказывающие о штурме, и выясните, что на них соответствует реальности, а что является мифом.

  • История ОКТЯБРЬСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ.

Подъезд Ея Величества — свидетель «штурма» Зимнего. Расскажите, почему лестница получила название Октябрьская и сохранила это название до наших дней.

  • Час прόбил. Часы семьи Романовых в Белой столовой были остановлены в 2 часа 10 минут, когда в столовой в ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) 1917 года было арестовано Временное правительство. Расскажите об истории этих часов.

3. Просветительская деятельность музея.
ЭРМИТАЖ после революции*.

Изучите исторические материалы* и расскажите о том, что происходило в Эрмитаже после революции:

  • Первая государственная свободная выставка (1919).
  • Строгановский дворец (1918-1929) и музей барона Штиглица (1923-1945) в составе Эрмитажа.
  • Отдел Востока и И.А.Орбели (1920).
  • «Путешествие» рыцарей по Эрмитажу.
  • Распродажа сокровищ Эрмитажа 1928-1930.
  • Теория Маркса в основе выставок Эрмитажа (с 1930).
  • Переустройство дворца в музей. Архитектор Сивков.
  • Детский сад Эрмитажа — предшественник «Школьного центра»?
  • Просветительские программы (см. фильм «Рожденные революцией»).

4. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ после революции*.

Известно, что Зимний дворец не сразу был включен в состав Эрмитажа. Это был длительный и сложный путь. Помещения дворца перестраивались под новые функции. Вы можете изучить материалы* и рассказать о Зимнем дворце, который в последующие годы использовался по-разному:

  • Детская трудовая колония, детский эвакопункт (1917).
  • Дворец искусств (1917-1919).
  • Музей революции (1920-1941).
  • Музей «Исторические комнаты» (1922-1926).
  • Кавалерийская школа Осоавиахима (1932-1935).
  • «Днепрострой» («Средволгострой») 1930-е.
  • Интерьеры дворца до и после революции.

Вы также можете найти фото- и изобразительные материалы и показать залы Зимнего дворца до и после революции.

5. Лозунги.

«Мир хижинам, война дворцам!», «Искусство – народу!», «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», «Кто не работает, тот не ест», «Кто не с нами, тот против нас». Попробуйте собрать коллекцию лозунгов, характерных для первых десятилетий после революции. Для этого можно привлечь различные источники: не только фотографии и фильмы, но также картины и фарфор тех лет.

6. Агитационный фарфор.

Агитационный фарфор стал одним из первых носителей новых идей, пропагандируя принципы новой жизни и нового советского государства. Теперь на тарелках появились изображения и портреты вождей, рабочих, красноармейцев, сопровождаемые лозунгами. Казимир Малевич и его ученики Николай Суетин и Илья Чашник, отринув традиции, стали реформаторами в области керамики. Как справлялся агитационный фарфор с возложенными на него задачами? Посетите музей Императорского фарфорового завода или полистайте книги о советском фарфоре, чтобы представить интересный рассказ, отражающий ваше мнение.

7. Символы советской эпохи.

Существует и сохранилось еще много революционных символов советского времени:

  • Советские денежные купюры и монеты.
  • Традиционные символы: красный флаг, пятиконечная звезда, серп и молот, и др.
  • Советские ордена. Орден Ленина. Орден Революции.
  • Пионерский галстук, октябрятский значок.
  • Памятники Ленину.
  • Крейсер «Аврора».

Изучите историю создания и судьбу одного из символов советской эпохи и расскажите о нем.

8. Поэзия революции. Песни и стихи революционных лет.

Революционные годы дали толчок к развитию новых течений в русской поэзии: футуристы (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Борис Пастернак), акмеисты и «цеховики» (Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова), имажинисты (Сергей Есенин), символисты (Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый). Выберите одного из писателей или поэтов и расскажите о революционных страницах его творчества. Какие из их произведений актуальны и сегодня? Что в них может привлекать современных людей?

9. Революционная мода.

Революция, отменившая сословия, повлияла и на формирование новой моды. Трудовой народ молодой страны Советов должен был выглядеть так, как подобает строителю нового общества. На улицах появились мужчины и женщины в кожаных комиссарских куртках, фуражках и солдатских гимнастерках. В моду вошли сатиновые косоворотки, надетые под городские пиджаки. Мужские гимнастерки, вошедшие в женский гардероб, подчеркивали равноправие между советской женщиной и советским мужчиной. Подберите изобразительный материал и расскажите о моде 1917-1930-х годов.

10. Праздники на Дворцовой*.

Дворцовая площадь и в наше время является главным местом для проведения самых важных праздников в Санкт-Петербурге. Как и какие праздники проходили на этой площади после революции? Какое название носила Дворцовая площадь в то время? Много интересного можно узнать об этих ярких страницах истории, рассматривая картины художников Б.М.Кустодиева, В.В.Купцова, или обратившись к книгам А.В.Конивец* и А.В.Немиро**.

11. По «новому стилю». Реформа календаря, орфографическая реформа.

Революционные преобразования происходили почти во всех сферах жизни нового государства. Например, орфографическая реформа языка готовилась очень долго (с 1904 г.), но осуществить ее удалось только после революции, в результате чего несколько букв исчезли из русского алфавита. Так же переход на григорианский календарь, принятый в странах Европы, произошел после отделения церкви от государства в 1918 году. Исследуйте, какую пользу принесли эти реформы России, что мы потеряли и что приобрели.

ВОПРОС ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА:

Просим вас завершить свою конкурсную работу ответом на один из вопросов:

• Что стало для вас открытием или произвело на вас наибольшее впечатление в процессе работы над выбранной темой?

• Как вам кажется, что предпочтительнее для исторического процесса — поступательное развитие страны или резкие революционные изменения?

• Как современное поколение воспринимает события 1917 года?

Рекомендуемая литература:

* «Зимний дворец. От императорской резиденции до кавшколы Осоавиахима», Конивец А.В., 2014.

**«Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность», Немиро О. В., 1987.

Выставка в Эрмитаже:

  • «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году». Главный музейный комплекс. Николаевский зал, Малахитовый зал, Концертный зал, Белая столовая. 26.10.2017 — 04.02.2018.

Условия конкурса

Организаторы:

НМО «Школьный центр» и Сектор по работе с волонтерами Государственного Эрмитажа, Учебный центр вычислительной техники Академии дополнительного профессионального образования (УЦВТ).

Задачи конкурса:

  • Выявление и поддержка творчески одарённых детей.
  • Формирование интереса подрастающего поколения к истории и художественному наследию разных эпох.
  • Воспитание у детей бережного отношения к нашей истории, памятникам архитектуры и культуры.
  • Умение использовать источники информации в своей работе.

Сроки проведения конкурса:

С 22 октября по 1 декабря 2017 г.

Работы принимаются в номинациях:

  • Компьютерная живопись и графика.
  • Мультимедийное представление (PowerPoint и другие).
  • Flash- и Gif-анимация.
  • Видео.

Требования к работам:

  • Графические работы принимаются в форматах: jpg, gif, bmp. Объём файла не должен превышать 2,5 МБ.
  • Мультимедийные презентации должны содержать не более 10 слайдов.
  • Продолжительность анимационного или видеоролика не должна превышать 1 минуты.
  • Предоставление исходника (файла *psd, fla, ppt, pptx, pdn и т.п.) является обязательным. Каждая работа предоставляется в электронном виде в отдельной папке (архив rar или zip). Имя папки ___‛ Ваши фамилия и имя. В папке с работой в текстовом файле аннотация.txt необходимо указать школу, класс, свой электронный адрес, телефон, имя и фамилию преподавателя, номер группы в УЦВТ. В имени файла работы указываются фамилия, имя и возраст автора, номер учебной группы, название работы. Например, Котов Иван — 13 лет — КО115 — эрмитаж.bmp. В нижней части работы необходимо указать имя и фамилию автора.

Участники конкурса:

  • Участниками конкурса считаются учащиеся учебных заведений, кружков, секций и студий, приславшие свои работы в УЦВТ согласно условиям конкурса.
  • Возраст участников от 7 до 18 лет.

Сроки приёма работ:

До 1 декабря 2017 года.

Приём работ проходит по электронной почте pobeda@znaem.org и на учебных площадках УЦВТ, тел. +7 (812) 612-11-22.

Подведение итогов конкурса:

Жюри определяет победителей конкурса до 8 декабря 2017 года. Лучшие работы будут представлены на дисплеях в залах Государственного Эрмитажа.