Конкурс «ПАЛЬМИРА: ВДЫХАЯ ЖИЗНЬ!»

Детский конкурс компьютерной графики и анимации

«Когда стреляют пушки, музеи гибнут.»
М.Б. Пиотровский.

Пальмира – чудесный зеленый оазис среди бескрайних горячих песков Сирийских пустынь. Два тысячелетия назад, в начале нашей эры это был один из прекраснейших и богатейших городов Ближнего Востока. Он славился величественными храмами и площадями. Построенные вдоль его улиц крытые колоннады давали прохладную тень в жаркие дни. Улицы и площади этого города наполняла шумная, пестрая, разноязыкая толпа людей, среди которых было много торговцев, ведь Пальмира была расположена на перекрестке караванных путей, которые связывали в те времена Запад и Восток. В истории города были периоды и блестящего расцвета, и упадка, когда Пальмиру по разным причинам покидали жители, и на город наступали пески.

В XX веке Пальмира стала археологическим парком, ее улицы наполнили ученые и многочисленные туристы, желавшие увидеть великолепные, чудом сохранившиеся образцы античной архитектуры! Но случилось ужасное…

Осенью 2015 года из Сирии пришли известия о том, что древний город, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия, разрушен вандалами!.. Трагически погиб 82-летний археолог Халид-Аль-Асаад — директор и хранитель древних памятников Пальмиры…

Для того, чтобы сохранить память о прекраснейшем древнем городе и его истории, с надеждой на возможную реставрацию его памятников, мы проводим конкурс «Пальмира: Вдыхая жизнь!».

Цель конкурса: познакомить детей и юношество с одним из лучших образцов античной культуры и архитектуры, вызвать интерес к истории, развивать у молодого поколения чувства ответственности за сохранение памятников культуры и архитектуры, способствовать развитию творческих способностей детей.

Цель конкурса

познакомить детей и юношество с одним из лучших образцов античной культуры и архитектуры, вызвать интерес к истории, развивать у молодого поколения чувства ответственности за сохранение памятников культуры и архитектуры, способствовать развитию творческих способностей детей.

Задачи конкурса

  • Выявление и поддержка творчески одарённых детей.
  • Формирование интереса подрастающего поколения к истории и художественному наследию разных эпох.
  • Воспитание у детей бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры.
  • Умение использовать источники информации в своей работе.

Условия конкурса

Сроки проведения конкурса:

19 марта 2016 года — 30 апреля 2016 года.

Работы принимаются в номинациях:

  • Компьютерная живопись и графика.
  • Мультимедийное представление (PowerPoint и другие).
  • Flash-анимация и GIF-анимация.
  • Видео.

Требования к работам

  • Графические работы принимаются в форматах: jpg, gif, bmp. Объём файла не должен превышать 1МБ.
  • Мультимедийные презентации должны содержать не более 10 слайдов.
  • Продолжительность анимационного или видеоролика не должна превышать 1 минуты.
  • Предоставление исходника (файла *psd, fla, ppt, pptx, pdn и т.п.) является обязательным. Каждая работа предоставляется в электронном виде в отдельной папке (архив rar или zip). Имя папки ___‛ Ваши Фамилия и Имя. В папке с работой в текстовом файле аннотация.txt: необходимо указать школу, класс, свой электронный адрес, телефон, имя и фамилию преподавателя, номер группы в УЦВТ. В имени файла работы указываются фамилия, имя и возраст автора, номер учебной группы, название работы. Например, Котов Иван — 13 лет — КО115 — эрмитаж.bmp. В нижней части работы необходимо указать Имя и Фамилию автора.

Сроки приёма работ

до 30 апреля 2016 года.

Приём работ проходит по электронной почте: pobeda@znaem.org, а также на учебных площадках Академии (тел. +7-812-612-11-22) и в офисе Сектора по работе с волонтерами (тел. +7-812-710-98-76).

Подведение итогов конкурса

Жюри определяет победителей конкурса до 16 мая 2016 года.

Лучшие работы будут представлены на дисплеях в залах Государственного Эрмитажа.

Темы конкурса

1. Восток встречается с Западом

Тема даёт возможность представить рассказ:

  • о географическом положении Пальмиры,
  • о той роли, которую она играла, являясь одним из важнейших центров на торговых путях древней цивилизации,
  • о разнообразии культурного наследия Пальмиры, о взаимном влиянии культур разных народов.

2. Две царицы

Как вы думаете, почему в правление Екатерины II ее сравнивали со знаменитой царицей Пальмиры Зенобией? Попробуйте найти сходства и различия:

  • в чертах их характеров.
  • в особенностях правления.
  • в их судьбах.

3. Пальмира и Северная Пальмира

Почему Санкт-Петербург называют Северной Пальмирой? Что общего между нашим городом и Пальмирой? Обратившись к этой теме, вы узнаете много интересного о происхождения названия «Северная Пальмира». Приведите все известные вам версии. Какая из них вам кажется наиболее верной и интересной?

4. Печальные случаи уничтожения памятников культурного наследия в истории.

К сожалению, судьба Пальмиры — не единственный случай, когда памятники культуры становятся жертвами войн и конфликтов. Расскажите о других известных вам случаях уничтожения памятников культурного наследия в разные времена в разных странах. По каким причинам это происходит? Что делается в мире, чтобы спасти Пальмиру и другие исторические объекты в зонах конфликтов?

5. Архитектура Пальмиры

Попробуйте разобраться, почему развалины величественных сооружений древности признаны ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия?

Обширная тема требует внимательного подхода к пониманию архитектурных ценностей.

6. История нового открытия Пальмиры

Тема позволит рассказать о загадочной судьбе некогда процветавшего города, впоследствии забытого, занесённого песками. Пыль забвения надолго скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. В Эрмитаже хранится уникальный документ на камне — Пальмирский пошлинный тариф. Это ценное открытие С.С.Абамелек-Лазарева в 1881 году привлекло внимание учёного мира всех стран к легендарному городу.

7. Боги и верования

Пальмира была городом, в котором мирно сосуществовали различные религии. Известно о более чем 60-ти богах Пальмиры. Для самых могущественных из них были возведены величественные храмы. Что интересного можно рассказать о богах Пальмиры — Бэле, Баалшамине, Аглиболе, Малакбеле? Чему они покровительствовали, какими стихиями повелевали, из каких древних культур они пришли в Пальмиру?

8. Пальмира в искусстве

После нового открытия Пальмиры множество художников, скульпторов, кинематографистов, поэтов и композиторов обратились к истории сказочно-прекрасного города и его мудрой и отважной правительницы. Сохранились многочисленные изображения царицы Зенобии в живописи и скульптуре. Расскажите об известных произведениях искусства, кинофильмах и операх, посвященных Пальмире, созданных в XX–XXI веках.

9. Реконструкция быта многонационального населения Пальмиры

История Пальмиры будоражит умы не только деятелей искусства, но и историков, которые занимаются научной реконструкцией и воссозданием облика этого старинного города. По дошедшим до наших дней скульптурным изображениям можно воссоздать внешний облик жителей Пальмиры. Пофантазируйте и представьте, как выглядели и что носили женщины мужчины процветающей Пальмиры. Ведь нам доподлинно известно, какой была одежда жителей Персии, Сирии, Рима и Греции в годы процветания Пальмиры (III век нашей эры), чьё влияние на культуру Пальмиры общеизвестно.

По хранящемуся в Эрмитаже Пошлинному тарифу можно узнать, чем торговали жители Пальмиры, какие товары возили по караванным путям между Востоком и Западом.

Чем славилась национальная кухня Пальмиры? Несомненно, что их блюда были похожи на греческие, персидские и сирийские, в которых было много овощей, фруктов, орехов, восточных специй… Пальмира — цветущий оазис, в котором произрастали самые капризные растения.

Попробуйте сами реконструировать быт жителей Пальмиры и ее блистательной царицы, основываясь на той информации, которую вам удастся найти. Для начала предлагаем вам познакомиться с нашим небольшим рассказом о городе-легенде.

Дополнительные материалы

1. Саверкина, 1971 – И.И. Саверкина. Древняя Пальмира. Ленинград, 1971.

2. Древности Пальмиры. Каталог выставки. // Л.: Государственный Эрмитаж. 1986. 40 с. (предисловие Б.Б. Пиотровского, предисловие А. Бахнаси, вступительная статья: Е.В. Зеймаль, каталог, фотографии)

3. Пиотровский, 1970 — М.Б. Пиотровский. Арабская версия истории царицы Зенобии (аз-Заббы). Палестинский сборник. № 21 (84). М.-Л., 1970. С. 170-184.

Организаторы конкурса

  • Сектор по работе с волонтёрами Государственного Эрмитажа (www.benevole-hermitage.ru).
  • Учебный центр вычислительной техники «Академия» (www.ucvt.org).
  • Научно-методический отдел Государственного Эрмитажа «Школьный центр».